Презентация учебно научный стиль речи. Научный стиль - презентация. Частое использование страдательных конструкций

Слайд 2

Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.

Слайд 3

Функции научного стиля:

сообщение научных сведений, научное объяснение фактов.

Слайд 4

Характерные черты:

логичность, объективность, смысловая точность, однозначность, стандартность, краткость, ясность, строгость, отвлеченность, обобщенность, безличность, некатегоричность.

Слайд 5

Особенности стиля:

Использование терминов и однозначных слов, повтор ключевых слов, прямой порядок слов, преобладание неопределенно- личных и безличных предложений, обилие сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Слайд 6

Термины– это одна из двух групп специальной лексики – слов и сочетаний слов, употребляемых преимущественно людьми определенной отрасли знания, профессии. В каждой науке существует своя система терминов, называемая терминологией.

Слайд 7

Выделяются три подстиля:

собственно-научный (монографии, статьи, диссертации, выступления в научных диспутах, научные доклады), научно-учебный (учебники, лекции), научно-популярный (научно-популярные сообщения, статьи, очерки).

Слайд 8

Собственно-научный подстиль

Иммиграция становится в наши дни одной из важнейших составляющих жизни испанского общества. С начала нового тысячелетия страна демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов ее роста. Начиная с 2000 г. в Испанию ежегодно въезжает 500 – 600 тыс. чел. В настоящее время по притоку иммигрантов страна занимает второе место в мире (после США) и первое в Европе. По данным Министерства труда и иммиграции на начало 2008 г., численность официально зарегистрированных иммигрантов составляет 4,5 млн. чел., а общая их численность (вместе с нелегалами) оценивается в 6 млн. чел. При этом доля иммигрантов в ее населении достигла почти 10%. По этому показателю Испания также лидирует среди стран Евросоюза. К.э.н., ст.н.с. Центра Иберийских исследований И.Г Синельщикова Иммиграция и иммиграционная политика в Испании: пути решения, проблемы

Слайд 9

Научно-учебный подстиль

В фонетической литературе можно найти упоминание о 50 орфоэпических и орфофонических особенностях ленинградского произношения, относящихся к отдельным гласным и согласным, сочетаниям согласных и отдельным словам. 39 из них являются особенностями ленинградского варианта нормы и будут рассмотрены ниже, 11 - особенностями ленинградского просторечия, и потому анализироваться не будут. Л.А. Вербицкая «Давайте говорить правильно»

Слайд 10

Научно-популярный подстиль

Со времен А.М. Пешковского наша лингвистическая наука проделала огромный путь. Бурно развиваясь, она стремилась в основном к созданию строгих моделей и теорий языка, которые можно было бы применять в различных компьютерных системах переработки текстов. Но именно эта направленность на решение прикладных, не связанных напрямую с человеком целей отдалила современную лингвистику от повседневной жизни, от интересов простого человека. Эльза Флоренская «О стиле ученого»

1. Понятие научного стиля.

2. Возникновение и развитие научного стиля.

3. Языковые особенности научного стиля:

3.1. лексические;

3.2. морфологические;

3.3. синтаксические.

4. Правила текстовой композиции научного стиля.

Понятие научного стиля.

Научный стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, цель которой – передать объективную научную информацию, доказать её истинность, а также часто новизну и ценность. Тексты этого стиля адресованы читателям или слушателям, подготовленным к восприятию научной информации.

Понятие научного стиля.

Сфера общественной деятельности, в

которой функционирует научный стиль, - это наука. Научным стилем пользуются при написании и обсуждении проектов, научных отчётов, докладов, статей, монографий, диссертаций… Научный стиль, а точнее - его учебная разновидность, используется также в высших учебных заведениях на лекционных и практических занятиях, в учебниках, дипломных работах и т. п.

Понятие научного стиля.

Научный стиль относится к так

называемым книжным стилям русского языка, используется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов,

таких, как конференции, симпозиумы,

научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Понятие научного стиля

Научная речь всегда подготовлена, будь она в письменной или устной форме. Самая, казалось бы, простая, легко воспринимаемая лекция тщательно готовится преподавателем. И чем легче понимать сложную по содержанию лекцию или статью, тем, следовательно, внимательнее работал над ней автор. Великие учёные неоднократно

говорили, что о самых сложных вещах можно

рассказать просто. В этом отразилась общеизвестная истина: “Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”.

Требования, предъявляемые к научному стилю.

Во-первых, чтобы понятно объяснить сложное явление, нужна

логичность, чёткая последовательность мысли. Во-вторых,

необходима точность - точные понятия, точные определения. Именно логичность и точность делают научное произведение ясным. Цель научного исследования – не только объяснение каких-либо единичных явлений или фактов действительности, но и выявление того общего, что объединяет его с похожими явлениями или фактами или отличает от них. Поэтому третье требование к научному стилю - обобщённость изложения. Далее, в научных работах всегда говорится о новом: или об абсолютно новом (открытия, изобретения)

или об относительно новом, т.е. новом только, например, для

учащихся (учебники). Чтобы убедить читателя или слушателя в своей правоте, учёный должен быть объективным, поэтому на первое место выдвигается изучаемый предмет, а не личность учёного. Вследствие этого в научных произведениях редко используются слова и выражения, говорящие о чувствах автора. И, наконец, научные книги, статьи, отчёты, как правило, лаконичны (лаконичность – сжатость формы при насыщенности содержания).

Языковые особенности научного стиля:

Одна из самых заметных языковых особенностей научного стиля заключается в употреблении многочисленных терминов. Благодаря быстрому распространению по всему миру достижений науки существует очень много интернациональных терминов, например: анализ, амплитуда,

контакт. В мире действует тенденция к международной

стандартизации языка науки.

В научном стиле широко используют составные термины, т.е. термины, образованные из нескольких слов. Кроме того,

в лексический состав научного стиля входит много сложных

слов, появляющихся из-за стремления их создателей к лаконичности. Часто при образовании терминов используются

особые русские и международные терминологические

элементы, соотносительные по значению, например: дву-/би-, между-/интер-, мелко-/микро- и др.

Синтаксические особенности научного стиля

Синтаксические особенности

научного стиля речи обнаруживаются уже в

словосочетании. Как и в других книжных стилях речи, в научном стиле распространены словосочетания из существительного и глагола,

частично утратившего своё

лексическое значение: оказывать

влияние, производить

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Особенности научного стиля речи Урок повторения и обобщения знаний по русскому языку в 10-11 классах Вершинина Л.В., учитель русского языка и литературы СОШ№2 г. Нерюнгри

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Стили речи Разговорный Книжный Научный Художественный Официально- деловой Публицистический

4 слайд

Описание слайда:

Научный стиль - один из книжных стилей речи, используется в научных трудах, учебных пособиях, в устных выступлениях на научные темы.

5 слайд

Описание слайда:

Задание: используя материалы учебника (стр…), заполните таблицу Сфера употребления Основные функции Разновидности научного стиля Жанры Общие стилевые черты Языковые средства

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Задание №1 Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, отметьте грамматические формы, характерные для научного стиля речи. Выполните синтаксический разбор предложения. Отростки нервных клеток окруже..ые (плазмо)лем…ой глиальных клеток называются нервными волокнами которые образуют в головном и спи…ом мозге проводящие пути а на пер…ф…рии нервы.

8 слайд

Описание слайда:

Отростки нервных клеток, окруженные плазмолеммой глиальных клеток, называются нервными волокнами, которые образуют в головном и спинном мозге проводящие пути, а на периферии - нервы.

9 слайд

Описание слайда:

Задание №2 Укажите словообразовательный элемент, с помощью которого образованы термины: Ультразвук, антивещество, бурение, сверление, антитело, облучение, систематизация.

10 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Выполните анализ текста. Отрывок из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» Основной лексической и понятийной единицей специальной сферы языка является термин. Обладая рядом специфических особенностей, он может реализовать их только внутри терминологического поля. Термины, являясь смысловым ядром специального языка, обладают определенной самостоятельностью формирования и развития. Норма в терминологии должна соответствовать нормам общелитературного языка и удовлетворять особым требованиям, которые предъявляются к термину. Они таковы: системность термина, независимость от контекста, краткость и однозначность термина, а также определенная степень укоренения термина, его современность, интернациональность и благозвучность. Справочный материал: терминологическое поле – это искусственно очерченная и специально охраняемая от посторонних проникновений область существования термина.

11 слайд

Описание слайда:

План стилистического анализа текста: Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст. Цель сообщения. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте: официальность - непринужденность, точность – расплывчатость названия, бесстрастность - эмоциональность, конкретность - абстрактность, объективность - субъективность, отсутствие образности - образность, подчеркнутая логичность, призывность речи. Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты. Сделайте вывод, к какому стилю относится текст.

12 слайд

Описание слайда:

Возможный вариант ответа: В предложенном отрывке из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» преследуется цель объективного представления точной информации об основной понятийной единице специальной сферы языка - термине, доказательства ее истинности. Безусловно, в нем можно обозначить следующие основные стилевые черты: официальность, точность, конкретность, объективность, подчеркнутая логичность. Данный фрагмент связан с ориентацией читателя или слушателя-профессионала или человека, заинтересованного в получении подобной информации о смысловом ядре специального языка. Выделим языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование текста. На уровне лексики это термины и составные термины-фразеологизмы:терминологическое поле, системность термина; однозначность доминирующих слов; частая повторяемость ключевых слов: термин, норма; отсутствие образных (художественных) средств. На уровне словообразования обращает на себя внимание употребление отглагольных существительных с суффиксами –аний-, -ений-, придающими отвлеченное значение словам: укоренение, требование; существительных с суффиксом -ость- (однозначность, повторяемость, логичность, благозвучность). К морфологическим особенностям фрагмента относятся принцип экономии языковых средств, использование отглагольных существительных, глаголов 3 лица ед. и мн. числа, отсутствие местоимений я, ты, глаголов 1 и 2 лица ед. числа, отсутствие восклицательных частиц и междометий. Синтаксические особенности фрагмента: доминирует прямой порядок слов, преобладают простые предложения, осложненные обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. На основании краткого анализа можно сделать вывод о принадлежности отрывка из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» к научному стилю.

13 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание 1.Опишите любой предмет в кабинете, соблюдая нормы научного стиля. 2.Напишите сочинение-миниатюру, используя в качестве темы русский фразеологизм. Например: Сесть в лужу. Один из вариантов выполненного задания: В чем же заключается суть высказывания? Возможно, дело в реакции голеностопного сустава на воду при резком ее охлаждении. Возьмем инерциальную систему отсчета, которая покажет, что фраза означает размеренное морально-этическое падение человека? Нравственную деградацию? Или деструкционное воздействие на лужу тела человека? Возможно, это вопрос для исследования группы перспективных ученых. 3. Упр.173 (стилистический анализ текста)





Основные особенности Подчеркнутая информативность. Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников. Отвлеченность и обобщенность. Точность, однозначность высказывания. Подчеркнутая логичность, последовательность повествования. Экономное использование образных средств.






Подстили научного стиля Адресат Цель Академический Ученый, специалист Выявление и описание новых фактов, закономерностей Научно- учебный Учащийся Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом Научно- популярный Широкая аудитория Дать общее представление о науке, заинтересовать


Подстили научного стиля Отбор фактов Термины Академический Отбираются новые факты. Общеизвестные факты не объясняются Объясняются только новые термины, предлагаемые автором Научно- учебный Отбираются типовые факты Все термины объясняются Научно- популярный Отбираются интригующие, занимательные факты Минимум терминологии. Значение терминов объясняется через аналогию.


Подстили научного стиля Ведущий тип речи Заглавие Академический Рассуждение Отражает тему, проблему исследования Кожина М.Н. «О специфике художественной и научной речи» Научно- учебный Описание Отражает тип учебного материала Голуб И.Б. «Стилистика русского языка» Научно- популярный Повествование Интригует, вызывает интерес Розенталь Д.Э. «Секреты стилистики»


Основные жанры Монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы. Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений. Трактат – научный жанр, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема. Научная статья – статья, отличающаяся сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности.


Основные жанры Рецензия – отзыв на научную работу. Аннотация – краткая характеристика содержания научного произведения. Тезисы – кратко выраженные положения научного произведения. Дипломная работа – исследовательская работа студента-выпускника. Курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на дипломную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы.




Языковые особенности. Лексика 1. Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п. Конкретная лексика в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении: Дуб – порода светолюбивая; Ухо – анализатор звуков (сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).


Научный стиль Художественный стиль Рост дуба продолжается очень долго, лет и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб - порода довольно светолюбивая. Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой побег- производительной (порослевой) способностью. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно, видно, суками и с обломанной кроной, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими несимметричными растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым уродом стоял между улыбающимися березами (Л. Толстой).




Виды терминов Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п. Специальные – закреплены за определенными отраслями знания: Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое. Мед. – перитонит, инфаркт, интубация.


Языковые особенности. Морфология 1. Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п. 2. Только в научном стиле используются формы множ. числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, величины, частоты; нефти, стали, масла, глины и т.п.








Языковые особенности. Морфология 6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение (что-то вроде present simple): Азот соединяется с кислородом (т.е. способен соединяться). Сравните: На наших глазах соединяются стыкующиеся корабли. 80 % глаголов в научном стиле – несовершенного вида










Языковые особенности. Синтаксис 3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в род. падеже: « жена кучера брата дворника» (Д. Розенталь) выяснение структуры общественного производства; установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома (акад. Капица).






Использование односоставных предложений Безличные: 1) с модальными словами: Нужно найти кривую; Нельзя вывести формулу; 2) с безличными глаголами: Требуется определить силу тока; 3) с предикативными наречиями: Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.




Использование средств выразительности Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории. Сравнение – одна из форм логического мышления. Безо ׳ бразное (лишенное образности): Борофториды подобны хлоридам.


Использование средств выразительности Развернутое сравнение …В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).


Использование средств выразительности Образное сравнение Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает… (П. Сорокин. Общая социология)


Использование средств выразительности Метафора Интуиция вспыхивает от случайной искры посторонних ассоциаций (В. Библер). Раненый зверь – раненный пулей зверь Глагольная сема, дремлющая в слове «раненый» в первом словосочетании, оживает во втором под влиянием распространения (В. Бабайцева).






Ограничения употребления языковых средств в научном стиле Недопустимость внелитературной лексики. Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы. Ограниченно используются неполные предложения. Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.


Анализ текста. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).


Анализ текста. Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).




Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).


План стилистического анализа текста I. Экстралингвистический анализ текста 1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора. 2. Вид речи (монолог, диалог, полилог). 3. Форма речи (устная или письменная). 4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). 5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.


План стилистического анализа текста II. Лингвистический анализ текста 1. Языковые особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста: а) лексические; б) морфологические; в) синтаксические. 2. Средства создания образности и экспрессивности текста. III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).




Функциональные типы речи. Описание Описательные тексты предназначены для характеристики явлений природы, предметов, лиц и т.д. путем перечисления их признаков. В зависимости от предмета, который характеризуется, тексты делятся на пейзажные и портретные – с соответствующим лексическим наполнением. В пейзажных часто используются конкретные слова: лес, речка, усадьба, слова с пространственным значением: слева, справа, сбоку, на горизонте, внизу. В портретных текстах – слова, характеризующие рост, возраст, внешность, состояние и т.п.


Функциональные типы речи. Повествование В повествовательных текстах дается представление о развитии описываемых событий, об их последовательности. На первый план выдвигается порядок протекания действий. Каждое предложение выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета к развязке. Повествовательные тексты редко встречаются в чистом виде. В художественных произведениях описательные и повествовательные тексты сочетаются.


Функциональные типы речи. Рассуждение В текстах типа рассуждения четко выделяются три части: 1) тезис; 2) доказательство (аргументация); 3) вывод (заключение, обобщение). Часто используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в общем, в целом, итак, таким образом, наконец, следовательно; подчинительные союзы: так как, потому, что, если… то… и др. Примерами могут служить тексты из учебников и научных книг. В художественных произведениях фрагменты типа рассуждения часто состоят только из рассуждений и не содержат тезисов и заключений. Названные и другие признаки функциональных типов текстов следует приводить в качестве обоснования для отнесения анализируемого текста к тому или иному функциональному типу. Литература 1. Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.




Похожие публикации