Можно ли задавать домашнее задание первоклассникам. Домашние задания первоклассника. Домашние задания: требования учителя

Подробности Категория: РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Опубликовано: 01 Июнь 2010 Просмотров: 36989

Цитирую вопрос Т.П.Мельниковой: «По приказу Министерства образования и науки домашние задания в 1-м классе отсутствуют. Но все же, какое задание можно давать на дом первоклассникам, если они хотят выполнять домашнюю работу как «взрослые ученики»?»

В самом вопросе Т.П. Мельниковой заложена основная часть ответа: Домашние задания в первом классе не задаем!
Но у части учителей существуют опасения. Как же мы научим чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить каждому ребенку? Те же проблемы с математикой и окружающим миром, не говоря уже о таких предметах, как трудовое обучение или рисование, ведь пока дети приготовятся к уроку... урок и закончится!
И родители боятся того же. Ответственные и заинтересованные стараются нагрузить ребенка: диктуют диктанты, решают примеры - то есть начинают изобретать нагрузку для ребенка вместо учителя. Наша задача - внушить родителям мысль, что делать этого ни в коем случае не стоит.
Итак, учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать «специальные» домашние задания для детей.
Объясните родителям, что главное сейчас - не натренировать навыки детей, а развить психологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности.
Вот какие советы можно дать.
1. Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен читать гораздо больше). Главная задача родителя - не «натаскать» малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок не сделал для себя вывод: это «трудно и неинтересно». Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?
2. Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки... На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого эффекта?
3. Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических действий - например, определяйте вместе с малышом, где предметов больше, а где - меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички... Не стоит вырабатывать «показательные» навыки - например, умение по порядку называть числа до 100 («Мой-то умеет до ста считать, а у соседей - только до 50!»). Есть ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия?
4. Постоянно обращайте внимание ребенка на явления и закономерности окружающего мира - это ваш лучший вклад в изучение не только предмета «Окружающий мир», но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес. Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его внимание. «Почему зимой рано темнеет?», «Как работает телевизор?», «Расскажи мне про динозавров...» И чем больше таких вопросов задает ребенок, тем лучше!
5. Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: «Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его». Предложите: «Давай вместе будем раскрашивать» или «Давай склеим эту поделку» (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).
И еще несколько советов психологического плана, которые тоже пригодятся родителям первоклассников.
Наблюдайте и разговаривайте, обсуждайте с ребенком ВСЕ, что происходит вокруг него и с ним в окружающем мире, в том числе на экране (телевизора, кинотеатра, монитора).
Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете.
Спрашивайте, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял.
Мастерите и рисуйте вместе с ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите.
Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.

Мы начали разговор о том, что могут предложить своим первоклассникам родители с домашними заданиями. А что мы, учителя, можем предложить тем, кто очень хочет выполнять домашнее задание? Например, следующее: подумать, какие еще слова с новым звуком они знают; выучить понравившуюся загадку или найти другие загадки об этом предмете; понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на уроке завтра к этому можно было вернуться; принести то, что они рисуют или раскрашивают дома и т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно, он зависит от опыта и фантазии учителя, но каждый педагог может найти то, что его ученики будут делать легко, с интересом и пользой для себя, выполняя домашнее задание «как большие».

0 #15 Елена Селезнева 18.04.2013 16:40

Цитирую Татьяна.78:

Добрый вечер. Я не учитель и может что то не понимаю,многое конечно изменилось,но весь вопрос в том,что по окружающему миру ребенку в 1 классе было задание:Рассказ о Суворове,ребенок подготовил устно,на уроке каждый ученик самостоятельно по просьбе учителя изложил на листке и сдал,после чего слезы на глазах в дневнике Не готова!!!Я так понимаю,если нужно подготовить какой то доклад,назовем это так,то после должно быть какое то общее обоснование всего материала,а его не было ни до этого задания ни после.И постоянные записи в дневнике Не готова!!!(даже если пишем записку,что д/з не делали,т к ребенок ходит на вокал,не успеваем).Спасибо.


УВАЖАЕМАЯ ТАТЬЯНА!!!
Вы как родитель имеете право знать, что в 1 классе Д\З (особенно письменных) НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ!!!
Д/З могут быть творческие, не письменные и по желанию!
Копирую: "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02
Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся только в первую смену;
- 5-дневная учебная неделя;
- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
- проведение не более 4-х уроков в день;
- продолжительность уроков - не более 35 минут;
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
- организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти"

0 #13 Елена Селезнева 11.04.2012 14:19

Цитирую Lada:

Елена,Вам показалось, что я злюсь на всех учителей)))Причин, Слава Богу, нет!) Более того, я БЛАГОДАРНА многим учителям за их труд, за те знания,которые они дали моим детям.Поверьте, это не пустые слова.Школа дала хороший старт моему ребенку(закончили с золотой медалью)в жизни. Знаний,которые дали учителя, хватило,чтобы поступить в университет по результатам ЕГЭ на бюджетное место.Как Вы понимаете, я просто морального права не имею обиждаться на учителей)). А про то, что я ни слова не сказала про 1 чет. 1 класса - это,наверное?мое упущение))) Дело в том, что диалог в то время шел у всех именно в то время...(по дате посмотрите). Я и подумать не могла,что Вы мне ответите только в феврале и не поймете меня сразу))


Добрый день, Лада.
Диалог шел не только в октябре))) Простите, но я даже не могла подумать, что дата комментария - это часть текста))) А то, что я ответила в феврале, это технические проблемы. При переходе на новый хостинг перестали приходить рассылки на комментарии, а мне и в голову не приходило, что люди пишут комментарии. Я просто физически не в состоянии открывать ежедневно все страницы сайта для проверки. Сейчас проблема решена, слава богу. А отвечать я привыкла сразу, потому что люблю общаться с людьми.
Повторюсь, я отвечала конкретно на вопрос. А то, что я ПРОТИВ д/з в 1 классе, я уже писала ранее. Сама никогда не задаю в 1 классе заданий. ТОлько семейное чтение и творческие задания на выходные дни или каникулы (это только по желанию!!!)

0 #11 Елена Селезнева 04.04.2012 16:07

ЦИТИРУЮ ВАС,Lada "Я писала про домашнее задание в дневниках еще в октябре месяце, а это 1 четверть 1 класса.Ни для кого не секрет, что дневники в 1 классе заводтся только с согласия родителей"

Давайте почитаем Ваш комментарий, на который я дала свой ответ:
Цитирую Lada:

А нас заставляют записывать дом. задание в дневник! Сначала было предложено купить дневники с той целью, чтобы вклеивать объявления для родителей. Теперь перешли к записыванию дом задания. Еще и претензии предъявляют, что ребенок не записал. А ребенок элементарно не мог понять сокращенные записи учителя! Привожу пример:1.Литерат. чт.уч.с. 18-24,пересказ.ри (тут часть доски закончилась и остальную часть перенесли)сунок. 2.Окружающий мир уч.с.21-22,т.с.12. музыка ---- И это считается нормой? Согласна, что кто-то из деток сообразит, но остальные-то нет!


Простите, я про октябрь 1 класса 1 четверти ничего не увидела. Поэтому ответила то, что ответила. Попробуйте не злиться вообще на всех учителей, Лада.
и снова повторю: я всегда имею СВОЕ мнение, а солидарностью не болею.

Не секрет, что многие мамы и папы первоклассников сталкиваются с проблемами при выполнении домашних заданий. Конечно, даже если у ребенка мама — настоящий учитель, он не всегда воспринимает ее как учителя. Ведь мама — в первую очередь мама, человек, которого малыш уже хорошо знает, изучил все «рычажки» за которые можно дернуть, чтобы получить тот или иной результат. А потому нередко выполнение уроков домов превращается в пытку для всех. Как же правильно делать домашние задания?

Меня, как маму первоклассника тоже остро интересует этот вопрос. начитавшись множество литературы, пришла к следующему заключению, которое попытаюсь воплотить в жизнь.

Итак, самое главное — найти способ заинтересовать ребенка учебой. Нужно придумать какую-нибудь игру или соревнование, чтобы ребенку захотелось самому выполнить все уроки. Хотя, конечно, каждый день играть в уроки не получится. Также можно дать ребенку здоровый моральный стимул, например, в качестве награды за вовремя выполненные задания будет вечерняя «битва» в настольной игре.

Тайм-менеджмент важен не только для мамы, но и для маленького покорителя наук. А потому необходимо составить режим дня и как можно строже следовать его исполнению. В правильный распорядок дня необходимо включить время для отдыха и прогулки после школы. Потом начинать делать домашние задания. И для вас и для ребенка желательно выполнять уроки в одно и то же время. А также рекомендуется определить сколько времени школьник будет делать уроки. В идеале надо уложиться в два часа. Если перед малышом поставить часы или даже завести будильник, то это будет еще одним дополнительным стимулом для скорейшего выполнения работы. Делайте паузы через каждые 15 минут. Было бы здорово,использовать маленький колокольчик, который бы «отмерял» переменки между уроками.

Во время занятий лучше всего отключить телевизор и компьютер, даже если они находятся в другой комнате. Ребенку будет обидно, что он учится, пока все остальные смотрят телевизор.

Старайтесь не сердиться если ребенок ошибся. Неприятные эмоции задерживаются в памяти дольше и могут надолго засесть в ребенке негативным осадком, который будет «взбалтываться» каждый раз, когда он садиться за выполнение домашних заданий. Лучше наоборот хвалить и подбадривать школьника за успехи. Будьте терпеливы, ведь это для нас все элементарно, а для него — это целая неизведанная планета.

Необходимо вырабатывать в ученике самостоятельность и ответственность. Ведь уроки — это его работа, которую он должен выполнять, причем сам, своим умом. Не спешите решить за него и подсказать правильный ответ. Лучше подтолкните его в правильном направлении, чтобы он сам нашел решение. И если он вдруг закричит: «Ага, я понял!» — можете смело гордиться собой.

Стоит ли использовать черновик? Не всегда его применение положительно сказывается на успехах ребенка. Ведь это утомительно и скучно все писать по два раза! Лучше использовать его для решения сложных задач, а все, что можно сразу писать в чистовик.

Интересоваться делами ребенка — важно и нужно. Спрашивайте его, что произошло в школе, как у него отношения с одноклассниками, учителями. Ведь школа — это не только оценки.

Пусть вкус «гранита науки» будет «приятным» для наших детей.

А как вы делаете домашние задания?

PS: Совсем скоро на блоге « » начнется интересный конкурс! Не пропустите и! До встречи!

by Записки Дикой Хозяйки

У вас в семье первоклассник? Поздравляем вас с таким радостным событием. Но, случается и так, что к радости за то, что ваш малыш вырос и стал учеником, примешиваются огорчения из-за возникающих проблем. Иногда ребенок, с радостью отправившийся в школу, уже через месяц не хочет ходить на занятия, а домашние задания соглашается делать только под присмотром родителей.

Тяга к знаниям, желание и стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не только от учительницы, но и от поведения родителей. Не расстраивайтесь и не ругайте первоклассника, а попытайтесь понять, почему малыш не хочет учиться. Детские психологи утверждают, что в нежелании детей учиться часто виноваты сами родители! Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.

Самая распространенная родительская ошибка - это непреодолимое желание немедленно, с первых дней добиться, чтобы ваш ребенок был лучшим учеником, стремление вырастить вундеркинда. У таких родителей еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса, и ему просто неинтересно в школе. Ребенок хочет узнавать что-то новое, готов двигаться вперед, а школьная программа не позволяет.

Конечно, родителей тоже можно понять – они же стараются для малыша, желая облегчить ему жизнь. К этому, конечно, примешивается и родительское тщеславие - хочется, чтобы ребенок был самым-самым, вот они и стараются изо всех сил. Но если ребенок действительно обладает незаурядными способностями, то он и без вашей помощи проявит себя, а обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно.

Воспитание в ребенке желания и умения учиться должно заключаться в развитии познавательных процессов - внимания, памяти, мышления и восприятия. Не пытайтесь, во что бы то ни стало, забегать вперед и проходить с ребенком школьную программу заранее, ведь ему станет совершенно неинтересно на уроках. Основная задача родителей - поддержание интереса к знаниям в целом.

Ни в коем случае не забывайте, что дети 6ыстро устают, поэтому во время приготовления домашних заданий делайте перерывы, чтобы ребенок мог отдыхать. Не усаживайте за приготовление уроков возбужденного игрой ребенка – ему будет трудно сосредоточиться и переключиться от игры к делу.

Не пытайтесь довести приготовление домашнего задания до совершенства, чтобы каждая буква была выписана по всем правилам, а устное задание вызубрено наизусть до запятой. Чем больше вы будете заставлять ребенка сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу как неприятную обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки.

Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание - это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему хотя бы своим присутствием.

При этом наберитесь терпения и не делайте за детей их работу. Многие родители, стремясь побыстрее закончить приготовление домашних заданий, или лишившись терпения подробно объяснять непонятное ребенку, сами делают за него уроки. Ребенок очень быстро к этому привыкнет и каждый раз будет стремиться именно к тому, чтобы вы снова и снова выполняли за него домашние задания.

Помогайте ребенку справляться с трудностями, а не оберегайте его от них. С первых дней ребенка нужно учить тому, что учеба – это его дело, самое важное для него, с которым родители помогут справиться, но не станут за него выполнять.

Не ругайте малыша за плохие отметки, а вместе с ним каждый раз старайтесь разобраться, что он сделал не так, чего не понял, не сумел, не успел. Ребенок не должен бояться плохих оценок и последующего за них наказания, иначе он научится скрывать их и обманывать вас. Каждый день разговаривайте с первоклассником обо всем, что происходит в школе. Внимательно слушайте и давайте свою оценку происходящему. Так ребенок будет учиться правильно ориентироваться в событиях и отношениях.

Если вы чувствуете, что нежелание учиться вызвано чем-то, что происходит в школе, обратитесь к учителю, выясните, что случилось, сразу, не допуская, чтобы школа вызывала у ребенка постоянный стресс.

Первоклассник в семье это и радость, и большие заботы! Именно сейчас воспитание ребенка становится особенно важным, потому что закладывается не только отношение к школе, но и к умению трудиться и учиться вообще. И ваши ошибки, невнимание, торопливость и нежелание помочь, могут обернуться впоследствии серьезными проблемами.

Начался учебный год. А для многих наших детей он стал первым в жизни! Всё впервые: портфель и пенал, уроки и перемены... И, конечно, домашние задания. Как справится с этой новой обязанностью наш первоклассник, вчера ещё совсем малыш? Нужна ли ему помощь родителей, и как её в этом случае организовать? На все эти вопросы отвечает психолог Анна Бердникова.

Помогать или нет?

Необходимость готовить уроки может настигнуть первоклассника в разное время: в ряде школ домашнее задание практически не задается на протяжении всего первого класса, в других - до начала второй четверти, третьи школы дают на знакомство с учебным процессом пару недель, а далее начинаются обычные рутинные школьные будни, где домашнее задание обязательно.

" Независимо от того, когда начинают ребенку задавать домашнее задание, следует помнить, что это - новый для ребенка процесс, с которым он не знаком, для которого пока не существует готового алгоритма, и, как и любому другому навыку, выполнению домашнего задания следует учиться. Ребенок в школе не получит этого навыка автоматически.


Составляющие навыка

Во-первых, необходимо сформироватьу малыша

мотивационную готовность.

Первокласснику нужно в течение дня дважды возвращаться к учебному процессу - первый раз в школе на уроке, второй - дома, при выполнении заданий. Для этого необходимо почувствовать себя достаточно отдохнувшим и полным сил, а также достаточно организованным, чтобы иметь твердую уверенность, что домашнее задание - это ненадолго. Хорошо, если в то время, когда предстоит делать уроки, дома есть кто-то еще взрослый, кто сможет помочь ребенку организоваться. Выполнение уроков можно ввести в распорядок дня, и начинать занятия четко в определенное время. Для этой цели можно заводить будильник или таймер. Тогда подавать сигнал «Пора за уроки!» будет не взрослый, с которым из-за этого могут начать портиться отношения, а собственноручно заведенный самим ребенком механизм: с этим сложно спорить, раз сам решил, надо подчиниться.

Хорошо, если в первые недели выполнения домашнего задания на вечер планируются какие-то приятные мелочи. «Сделаем уроки и покатаемся на велосипеде!», «После уроков погуляем - съедим по мороженому!».

Но приятное занятие - не награда за выполнение задания, оно просто «случайно» должно оказаться сразу после уроков.

Во-вторых, ребенку для выполнения уроков необходима

волевая готовность.

Собственного терпения завершить все начатое, не отложить на середине, не увлечься чем-то более любопытным, чем крючки в прописи, у первоклассника может быть ещё маловато. Здесь также необходима помощь взрослого: надо организовывать переход с этапа на этап, поддерживать, комментировать и хвалить за сделанное.

Среди палочек и крючков находить написанные с наибольшим тщанием, выделять их и ставить в пример, говорить ребенку с восхищением: «А ведь можешь же, когда стараешься!».

Если при переходе от выполнения заданий по одному предмету к другому предусмотрен перерыв, то поначалу только взрослому по силам сделать так, чтобы перерыв не затягивался.

Ничего страшного, если в первые недели взрослый будет безотрывно находиться рядом с ребенком во время выполнения заданий. Ребенок учится, ему нужна помощь и поддержка. Постепенно можно увеличивать меру ответственности за выполняемое. Теперь мама, например, смотрит не каждую написанную строчку и выделяет в ней наиболее успешные буквы, а на все задание сразу (все пять строк). Если ребенок справляется с этим, значит, на следующем этапе ему можно попробовать доверить выполнение задания по всему предмету в целом (пять строк в прописи и рисунок предмета на изучаемую букву).

Начало школьного обучения - испытание для ребенка. Новый коллектив, непривычный режим, разнообразные впечатления, растущие требования, да еще и возрастной кризис,которы приходится на 6-7 лет - все это ведет к стрессам, ухудшению физического и психологического состояния. Чтобы ребенок не расхотел учиться, дома он должен отвлечься,отдохнуть, заняться делами,не связанными со школой.

Конечно, каждый ребенок индивидуален. Кто-то схватывает информацию «на лету», быстро осваивает новые умения, а кому-то придется несколько раз повторить пройденный материал. Для «сильных» детей домашние задания не нужны, а со «слабыми» лучше заниматься специалистам (учитель,психолог).

Есть родители, которые обеспокоены отсутствием домашних заданийи стараются дополнительно «нагрузить» ребенка, давая решать примеры, писать диктанты.

Не нужно этого делать!!! Можно помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни по-другому.

Самое важное, чем могут помочь родители - поддерживать режим, при котором у ребенка в течении дня должно оставаться время для игр и для сна; интересоваться школьной жизнью (не ходить в школе «хвостиком» за ребенком, а разговаривать с ним, слушать, принимать участие во внеклассных мероприятиях); не ругать за неудачи, а объяснять, как можно исправить ситуацию.

В первом классе важно развить психологические функции, необходимые для успешной учебы (внимание, умение анализировать, обобщать, произвольность, память) ,при этом сохранять и укреплять желание учиться.

Как можно заниматься с первоклассником, пока нет домашних заданий?

  • Читайте вместе с ребенком (сначала читаете Вы, потом - ребенок). Важно, чтобы ребенок слушал чье-то чтение даже тогда, когда уже сам умеет читать.
  • Пусть дома вместо бесконечного повтора прописей букв ребенок лепит, вырезает, рисует мелками, красками - эти занятия хорошо тренируют мышцы руки (а это - залог красивого почерка) и помогают выплеснуться негативным эмоциям, страхам, усталости.
  • Математикой можно заниматься не только по книжкам - придумывайте задачи и примеры вместе. Например, посчитать сколько по дороге проехало желтых машин, сколько -красных и сколько всего.
  • Не обязательно заучивать параграфы из учебника по окружающему миру - дети лучше запоминают образы, собственный опыт. Намного интереснее самому вести дневник погоды, собирать гербарий осенью, фотографировать цветы, замораживать воду в морозилке, т.д.
  • Играйте в настольные игры - и приятно, и полезно. Так,через игру, ребенок повторит счет, потренируется в чтении и с родителями пообщается.
даша
2011-06-06 22:17:51
я не новижу домашние зодание


Похожие публикации