Спасет ли архитекторов отставка ректора. Студенты филиала юфу в махачкале жалуются на поборы, руководство вуза все отрицает Студенты филиала ЮФУ в Махачкале жалуются на поборы, руководство вуза все отрицает

Недавно ушедшему в отставку министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову удалось оказать положительное влияние на решение застарелых проблем школьного и вузовского образования на Северном Кавказе. За последние годы в СКФО было ликвидировано несколько вузов, которые имели репутацию торгующих дипломами заведений, а также заметно снизилась коррупционная составляющая при сдаче ЕГЭ. Но эти безусловно полезные меры едва ли оказали влияние на качество и содержание образования, хотя в данном случае Кавказ просто двигался в общероссийском тренде.

Неоднозначный вызов неэффективности

В борьбе за эффективность вузовского образования, которая стала важнейшим мотивом тех четырех лет и трех месяцев, что Дмитрий Ливанов возглавлял Минобрнауки РФ, Северному Кавказу принадлежало особое место.

Уже первый «ливановский» рейтинг эффективности вузов, предъявленный общественности со стороны Минобрнауки в ноябре 2012 года, продемонстрировал, что СКФО имеет худшие показатели среди всех федеральных округов – неэффективными были признаны 46% кавказских вузов.

Абсолютными аутсайдерами рейтинга стали Чечня и Ингушетия – здесь не было обнаружено ни одного эффективного вуза; недалеко от них ушел и Дагестан, где неэффективными признали четыре из пяти ведущих государственных вузов (в том числе медакадемию, аграрный, педагогический и технический университеты) и 14 филиалов. В число неэффективных вошли и такие известные учебные заведения СКФО, как Карачаево-Черкесский госуниверситет и Кабардино-Балкарская сельхозакадемия.

Первая реакция местных властей на результаты рейтинга Минобрнауки продемонстрировала, что ликвидировать неэффективных кавалерийским натиском явно не получится.

Дмитрий Ливанов. Фото: ntv.ru

Например, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров решительно вступился за единственный в республике классический Ингушский госуниверситет, заявив, что ни при каких условиях не допустит его закрытия, хотя и признал, что качество образования в нем нужно повышать. Тем не менее в ноябре 2012 года стало известно, что в Ингушетии будет закрыт филиал Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ), который, как признала его ректор Алина Левитская, «не оправдал ожиданий».

Но на том, в сущности, поначалу дело и кончилось – массовой ликвидации кавказских вузов и филиалов сразу после публикации пресловутого рейтинга эффективности не произошло. Но уже вскоре у Дмитрия Ливанова на Кавказе появился весьма авторитетный союзник – новый глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, сам в недавнем прошлом маститый деятель науки.

Вскоре после назначения Абдулатипова руководителем Дагестана в феврале 2013 года первые лица республики стали регулярно выдвигать инициативы по сокращению числа местных вузов.

Рамазан Абдулатипов. Фото: Коммерсантъ

Например, руководитель дагестанского исполкома «Единой России» Марина Абрамкина заявила о планах партийцев ходатайствовать в федеральном центре о лишении лицензии 80% филиалов вузов в республике (всего их на тот момент насчитывалось 130 штук). А затем на стороне закручивания гаек выступила прокуратура Дагестана, обратившаяся в Рособрнадзор с требованием закрыть 34 местных вуза.

«Выявлены 62 филиала вузов, которые на самом деле являются будками по выдаче дипломов. Направлено ходатайство в Рособрнадзор оставить только семь филиалов, все остальные должны закрыться. Они портят наших детей, мы получаем дипломы, но не специалистов», – заявил Рамазан Абдулатипов в ноябре 2013 года, поддержав позицию прокуратуры.

Спустя всего несколько месяцев «поголовье» дагестанских вузов стало сокращаться – в частности, лишились лицензий Дагестанский институт прикладного искусства, дизайна и архитектуры и Махачкалинский филиал Социально-педагогического института, а Махачкалинский филиал Современной гуманитарной академии подал заявление о добровольном аннулировании лицензии.

Другие дагестанские вузы также оказались под прицелом контролирующих органов – например, в октябре 2013 года был отстранен от работы ректор местной медицинской академии Абдурахман Османов после того, как прокуратура установила, что дипломы в этом учебном заведении выдавались на основании ректорского приказа.

«Чистка» затронула и некоторые религиозные вузы Дагестана – Институт имени Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова и Исламский университет имени шейха Абдуллы Эфенди.

Угроза закрытия пару лет назад нависла также над Институтом теологии и международных отношений, у истоков которого стоял покойный шейх Саид-афанди Чиркейский, погибший в результате теракта в августе 2012 года. Но этому вузу удалось отстоять свое право на существование, хотя и под новым названием – Дагестанский гуманитарный институт. Месяц назад он получил государственную аккредитацию Рособрнадзора.

Одним Дагестаном кампания по борьбе с неэффективными вузами на Кавказе не ограничилась, хотя с некоторых пор само слово «неэффективность» в рейтинге Минобрнауки не употребляется.

За последнее время сошли с дистанции такие заведения, как Ставропольский университет (бывший Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт), Кабардино-Балкарский институт бизнеса, Институт экономики и правоведения в Ингушетии, Кисловодский институт экономики и права. Продолжилось и закрытие филиалов – такая судьба постигла Минераловодский филиал Московского института предпринимательства и права, Светлоградский филиал Института дружбы народов Кавказа, Ставропольский филиал Южно-Российского гуманитарного института и др.

В ряде случаев закрытие учебных заведений приобретало скандальный характер, как это произошло с филиалом Южного федерального университета (ЮФУ) в Железноводске. Первоначально он представлял собой самостоятельный вуз – Высшую школу дизайна, которая была первым в России негосударственным вузом по данному профилю образования.

Затем железноводская «вышка» влилась в состав Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, которая, в свою очередь, в 2006 году была включена в состав ЮФУ. Несмотря на статус филиала, она считалась одним из самых передовых творческих вузов Северного Кавказа с собственными традициями и оригинальными проектами (например, художественный фестиваль «Феродиз»).

При новом ректоре ЮФУ Марине Боровской, типичном выдвиженце эпохи Дмитрия Ливанова, этот университет стал одним из наиболее ревностных проводников образовательных «инноваций», проистекавших из недр Минобрнауки. Закрытие Железноводского филиала ЮФУ как раз и стало характерным примером того, как эти инновации осуществлялись на практике: формальным поводом для прекращения деятельности филиала стало нарушение в организации его медкабинета.

В процессе закрытия, от которого филиал отбивался два года, неоднократно говорилось о том, что истинным поводом является его крайне привлекательное расположение – в здании бывшего санатория в курортной зоне Железноводска. Об этом неоднократно писали различные СМИ, преподаватели и студенты филиала направляли обращения в различные инстанции, включая прокуратуру, но руководство ЮФУ поступило в полном соответствии с традициями Минобрнауки при Дмитрии Ливанове: приняло административное решение о закрытии вопреки общественному мнению.

ЕГЭ без кавказского акцента

Не менее значимым направлением работы органов управления образованием на Северном Кавказе при Дмитрии Ливанове стала борьба с коррупцией при проведении ЕГЭ. Самым нашумевшим эпизодом здесь стал суд над министром образования Карачаево-Черкесии Борисом Спиридоновым, который в июле 2013 года был задержан за вымогательство взятки с родителей выпускников, которым было обещано помочь в сдаче ЕГЭ за «умеренную мзду» – тысяча рублей за один балл.

Карачаево-Черкесия и до этого отмечалась ЕГЭ-скандалами – например, в 2010 году тогдашний глава республики Борис Эбзеев уволил министра образования Ирину Шаповалову за завышенные средние баллы по результатам экзамена. Однако в случае Спиридонова санкции решили «врубить по полной» – пойманный за руку министр получил восемь лет колонии строгого режима.

Но главным фронтом работ по повышению прозрачности в сдаче ЕГЭ вновь стал Дагестан, возглавивший список российских регионов по количеству нарушений во время проведения экзамена в 2013 году (было зафиксировано 222 нарушения из 863 в целом по России).

На момент назначения главой Минобрнауки Дмитрия Ливанова здесь сложилась практика так называемого ЕГЭ-туризма. Эта «образовательная технология» имела несколько вариантов: либо незадолго до экзамена городские выпускники переводились в сельские школы, либо в республику приезжали для сдачи экзамена выпускники из других регионов. Результат и в том, и в другом случае был неизменным – нужное количество баллов.

Уже в 2014 году в Дагестане был принят ряд мер по сокращению количества нарушений. Как сообщил на одном из селекторных совещаний Рамазан Абдулатипов, была проведена полная замена председателей экзаменационных комиссий, а главы предметных комиссий сменились на 80%. Кроме того, были обеспечены видеонаблюдением помещения для сдачи ЕГЭ, а само количество пунктов сдачи заметно сократилось.

На недавнем совещании в Махачкале министр образования Дагестана Шахабас Шахов заявил, что за последние несколько лет в результате проведенных в республике профилактических мер масштабы ЕГЭ-туризма резко сократились. По его словам, если в 2013 году в Дагестан перед сдачей ЕГЭ прибыло 1200 выпускников, то в нынешнем году – всего 24, и все по объективным причинам.

Серьезная работа с участием первых лиц была проведена и в Ингушетии, где в 2014 году проведение ЕГЭ взял на личный контроль глава республики Юнус-Бек Евкуров, отстранивший от должностей руководителей экзаменационных комиссий в Магасе и Карабулаке.

При этом власти республики заранее признали, что усиление контроля приведет к снижению средних баллов, что и произошло в Ингушетии в 2014 году практически по всем предметам. Тем не менее год назад Евкуров за работу над повышением прозрачности ЕГЭ был удостоен персональной благодарности Дмитрия Ливанова.

Однако несомненные достижения в сфере борьбы с коррупцией при проведении ЕГЭ неспособны повлиять на качество школьного образования, которое на Северном Кавказе остается в целом невысоким. В том же Дагестане средний балл ЕГЭ по русскому языку составил всего 51 (хотя раньше было еще меньше) – для сравнения, по России в целом год назад этот показатель был равен 65,9 балла.

Крайне негативно на общем уровне образования в СКФО сказывается ликвидация так называемых некомплектных школ, прежде всего в горных селах, где школа всегда выполняла не только свои прямые задачи, но и была центром культурной жизни и вообще оплотом цивилизации. В Дагестане, например, в этом году решено объединить около 80 малокомплектных школ с «крупными образовательными центрами», куда детей из малонаселенных территорий будут доставлять автобусами.

Чиновники в данном случае мыслят плоскими экономическими категориями, объявляя малокомплектные школы нерентабельными, но их ликвидация фактически ставит под вопрос сам уклад жизни в горных территориях, которые те же чиновники настоятельно призывают развивать. Хотя винить в этом исключительно кавказское начальство едва ли справедливо – оно лишь выполняет генеральную линию федерального Минобрнауки, которое в эпоху Дмитрия Ливанова стало настоящим оплотом бюрократического деспотизма в области, требующей совершенно иных подходов.

КАВПОЛИТ приводит ряд комментариев экспертов и работников научно-образовательной сферы о том, как повлияла работа Дмитрия Ливанова на состояние образования на Северном Кавказе.

Юрий Мирзоев, генеральный директор Национальной юридической компании «Митра»:

По общему мнению специалистов нашей компании, юридическое образование в СКФО не развивается, в лучшем случае – стоит на месте. Очень трудно найти выпускников вузов СКФО и даже ЮФО, которые бы обладали хорошей теоретической подготовкой. Единственным положительным моментом в деятельности Минобрнауки видится закрытие части филиалов вузов, которые просто штампуют дипломы.

Для улучшения качества юридического образования необходимо поднимать зарплату и престиж профессии преподавателя, внедрить проверку дипломов студентов на плагиат, ввести различные стипендии (причем весомые по денежному наполнению) для лучших студентов и рассказывать о лучших преподавателях и студентах в СМИ.

Кроме того, требуется разработать и вести прозрачный рейтинг лучших вузов СКФО, а также лучших выпускников и лучших преподавателей. Надо постараться ради того, чтобы на Кавказе звание лучшего преподавателя года было так же престижно (в том числе и материальном плане), как звание чемпиона России по борьбе. И тогда, может быть, ключевые должности в республиках СКФО будут занимать не спортсмены, а ученые.

Саид Ниналалов, научный сотрудник Института проблем геотермии Дагестанского научного центра РАН:

ЕГЭ и болонская система – это шаг к уничтожению образования. Но то, что с 2014 года в Дагестане практически отсутствуют способы списать на ЕГЭ, – положительный фактор. Во-первых, дети хотя бы занимаются с репетиторами и что-то осваивают, а во-вторых, мы видим реальную картину, то есть знаем, что дагестанские школы дают в среднем на 10-15% баллы ниже, чем по всей России. Десятков «стобальников» по русскому языку в горных районах теперь нет, а те, кто все-таки получает сто баллов, зарабатывают их реально.

Сокращение филиалов вузов – инициатива Дмитрия Ливанова, поддержанная главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым, – это очень хороший шаг: стало гораздо меньше «левых» филиалов. Но одновременно произошло появление теологии как науки и активное внедрение ее в школы, исчезновение астрономии, отказ от классической советской системы распределения часов – все это большие минусы.

Сокращение малокомплектных школ – катастрофа для многих маленьких сел Дагестана. Жизнь вертелась вокруг этих школ, а теперь, когда дети вынуждены ездить учиться далеко от дома или просто жить и учиться в интернате, родители стремятся переехать туда вместе с детьми.

С наукой ситуация вообще ужасная. Мы занимаемся не наукой, а отчетностью – десятки сайтов, на которые надо выставлять контрольные цифры, причем один сайт в отчет за 2015 год требует информацию за 2011-2015 годы, другой в отчете за 2015 год просит ту же информацию, но за 2010-2014 годы и так далее.

ФАНО требует от научных учреждений планировать количество статей в рецензируемых журналах таким образом, чтобы в следующем году оно было ненамного выше, чем в текущем году. Намного выше нельзя, ниже вообще недопустимо. Точно так же планируется количество молодых ученых и прочие показатели.

Моисей Фурщик, управляющий партнер компании «ФОК»:

На Северном Кавказе основным результатом реформы высшего образования стало создание Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ). Но пока эффективность этого действия сложно оценивать.

В первое время усилия руководства объединенного вуза были сконцентрированы на решении организационных вопросов и освоении дополнительно выделенных федеральных средств. Заметного влияния на качество выпускников и место в рейтинге университетов это пока не оказало. Но, возможно, прошло еще слишком мало времени. Тем не менее отдельные локальные улучшения уже видны. Например, усилилась работа по подготовке специалистов в туристической сфере, достаточно значимой для региона.

Другие кавказские вузы были слабо затронуты процессом реформирования. Многие неэффективные вузы не закрывались по политическим причинам. Относительно сильные региональные университеты также продолжали жить своей жизнью, так как даже они не могли серьезно претендовать на участие масштабных проектах Минобрнауки по выращиванию вузов-лидеров, то есть в создании национальных исследовательских университетов, в поддержке претендентов на продвижение в мировых рейтингах и т.д.

Новому министру целесообразно сконцентрировать усилия на достижении прорывных результатов СКФУ, ради которых и формировался объединенный университет. В случае успеха вуз сможет стать магнитом, удерживающим в регионе существенную часть талантливых выпускников школ, а также привлекающим выдающихся преподавателей и ученых.

Возможно, что ради этого необходимо будет доработать программу развития СКФУ, поставить ему более амбициозные и жесткие целевые показатели.

Что касается остальных кавказских вузов, то тут главной задачей должна быть концентрация усилий на подготовке по узким специальностям, востребованным в каждой конкретной республике. Это могут быть квалифицированные кадры среднего звена для агропромышленного комплекса, строительства, транспорта, туризма и т.д.

«Штамповка» безликих экономистов и юристов, не работающих по специальности и часто уезжающих из региона, должна быть максимально сокращена.

«ВШД живи»

Дмитрий Ливанов .

Ольга Ковалева :

«Решение о закрытии было поспешным. Не учитываются интересы студентов – 60% из них не могут переехать в связи с материальным положением, заболеваниями, у некоторых есть дети, семья, которую не так-то просто перевезти в другой город. Более сорока преподавателей и сотрудников остаются без работы посреди учебного года. И все это в условиях экономического кризиса, когда найти работу совсем не просто!»

Анна Хорунжая 12 января.

Ольга Ковалева

Марина Евдокименко:

Сергей Шипилов:

Юрий Бударин

Три месяца отчаянной борьбы за существование для филиала Южного федерального университета в Железноводске закончились. Приказ Рособрнадзора о закрытии учебного учреждения руководство филиала получило 15 января 2016 года. Студенты и преподаватели этого уникального для Ставрополья вуза до сих пор не верят в происходящее – настолько внезапно, поспешно и запутанно происходило закрытие железноводского ЮФУ.

«ВШД живи»

Три последних месяца для учащихся и сотрудников железноводского филиала ЮФУ (ранее Высшей школы дизайна) казались каким-то кошмарным сном. Учебный и творческий процессы здесь шли своим чередом – студенты посещали занятия, готовились и проводили фестиваль декоративно-прикладного творчества «Гнездо ремесел» в Ессентуках, подтягивали «хвосты» перед зимней сессией. Глядя на эту бурную университетскую жизнь, невозможно было представить, что совсем скоро филиал ЮФУ перестанет существовать. А вместе с ним перестанет существовать и международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Феродиз», и множество других творческих, дизайнерских и архитектурных молодежных проектов на территории Кавминвод.

Известие о закрытии филиала стало громом среди ясного неба не только для студентов, но и для преподавательского состава.

Осень. Учебный год набирает обороты, позади два первых месяца занятий, «дипломники» определяются с выбором научных руководителей. 6 ноября 2015 года в администрацию железноводского филиала ЮФУ поступает письмо от руководства Южного федерального университета из Ростова-на-Дону с распоряжением о прекращении рабочей деятельности филиала.

Объяснять причины своей внезапной прихоти головной вуз не стал. Когда первый шок прошел, в железноводском университете решили спешно начать спасательную операцию.

В группе «ВШД живи» в соцсетях можно отследить всю историю конфликта. Еще в начале ноября об угрозе закрытия вуза написали многие СМИ, в том числе и «Кавказ Сегодня». Электронное обращение к Министерству образования и науки Российской Федерации подписало более тысячи человек. Однако сейчас все эти усилия больше похожи на предсмертную агонию, нежели на попытку спасти железноводский ЮФУ.

Борьба с неэффективными вузами – простая формальность или чьи-то меркантильные интересы?

В ноябре в Государственной Думе РФ состоялось заседание комитета по образованию, в работе которого принял участие министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов .

В своем выступлении глава Минобрнауки отметил, что принципиальная позиция ведомства состоит в том, что необходимо сохранять филиалы высших учебных заведений в тех населенных пунктах, где нет других вузов:

«Даже если филиал имеет плохие показатели работы, его не будут закрывать: мы в таком случае будем рекомендовать головному вузу создать программу поддержки и развития филиала», – сказал Ливанов.

«Даже если филиал имеет плохие показатели работы, его не будут закрывать: мы в таком случае будем рекомендовать головному вузу создать программу поддержки и развития филиала».

Для железноводского филиала слова главы Министерства образования РФ теперь звучат как издевка.

После официального письменного сообщения о закрытии филиала руководство головного вуза приехало в Железноводск для встречи со студентами и преподавателями. Ничего нового руководители ЮФУ не рассказали – после окончания текущего семестра филиал закрывают. Студентам даже не дают доучиться до конца года, выпускникам придется на половине пути прерывать работу над дипломами со своими научными руководителями и искать новых в ростовском университете. Больше ста студентов должны будут переехать в Ростов и поменять университет в самом разгаре учебного года.

Официальная версия закрытия филиала – в 2013 году учебное заведение было признано неэффективным и Минобразования приняло решение о прекращении его деятельности. Однако все это время учебное заведение продолжало работу и на 1 сентября 2015 года, когда были набраны студенты на обучение, о прекращении образовательной деятельности не было даже речи. Трудовые договоры с преподавателями были составлены головным вузом на срок до 2018 года. Все это не похоже на взвешенное и обдуманное решение, принятое на основе результатов мониторинга университетов 2013 года.

У руководства Железноводского филиала ЮФУ своя версия причин закрытия учреждения. Они считают, что причиной закрытия филиала стал, как бы нелепо это ни звучало, медицинский кабинет.

Нам рассказали, что медицинский кабинет, открытый в филиале, не был оформлен соответствующим образом. Нарушение привело к тому, что головной вуз не может открывать набор на новые специальности. И ростовскому университету стало проще закрыть целый филиал и выгнать студентов и сотрудников на улицу, чем сделать здесь медицинский кабинет, отвечающий всем требованиям. Такого мнения придерживается и директор железноводского ЮФУ Ольга Ковалева

«Решение о закрытии было поспешным. Не учитываются интересы студентов – 60% из них не могут переехать в связи с материальным положением, заболеваниями, у некоторых есть дети, семья, которую не так-то просто перевезти в другой город. Более сорока преподавателей и сотрудников остаются без работы посреди учебного года. И все это в условиях экономического кризиса, когда найти работу совсем не просто!»

Эта версия о причинах закрытия филиала не единственная. Многие уже задаются вопросом – а что будет на месте университета после его закрытия? Историческое здание бывшего санатория и живописная территория в курортном городе станут лакомым кусочком для предприимчивых бизнесменов. Или уже стали?

15 декабря в группе «ВШД живи» опубликовали фотографию обращения руководства ростовского ЮФУ, адресованного студентам филиала, датированного 7 декабря 2015 года. В нем Южный федеральный университет заявляет о том, что не рассматривает вопрос о закрытии филиала, речь идет лишь о прекращении образовательной деятельности по программам высшего образования:

«Филиал в городе Железноводске продолжит свое существование как подразделение университета и будет представлять интересы ЮФУ на Северном Кавказе. Здесь будут реализовываться программы дополнительного образования, по-прежнему будут проводиться культурно-массовые мероприятия, как, например, ФЕРОДИЗ, фестивали, смотры, практика студентов ЮФУ и т.д.».

То есть, прекращение образовательной деятельности вовсе не означает закрытия учебного учреждения? И что это за туманная формулировка «представлять интересы ЮФУ на Северном Кавказе»?

Под публикацией сразу появились язвительные комментарии: «О, так мы меняем профиль. Будет наконец-то эстрадно-цирковая специализация в ЖФ!», «Да, это, конечно, в корне меняет положение дел!».

В письме руководство ЮФУ также заверяет студентов в том, что им предоставят возможность продолжить учебу в Ростове. О том, смогут ли они переехать в другой город, ребят никто не спрашивает. О судьбе преподавателей и сотрудников в обращении нет ни слова.

Сейчас всех сотрудников железноводского филиала (а их более 40 человек) уже уведомили об увольнении. В соответствии с трудовым законодательством им еще три месяца будут выплачивать зарплату, а затем все они станут безработными. Сомнение в том, что филиал и дальше будет существовать как подразделение университета, вызывает тот факт, что увольняют абсолютно всех сотрудников, вплоть до сторожей и дворников. Зачем увольнять обслуживающий персонал, если учебное заведение и дальше будет функционировать?

Руководство филиала склоняется к той версии, что после его закрытия головной вуз даст заключение о банкротстве, объявит о том, что не может содержать железноводское подразделение, и здание просто приватизируют, как происходит сейчас с многими государственными учреждениями.

Ставрополье теряет архитекторов

Конкретного ответа на вопрос, что будет с филиалом, руководство Железноводского ЮФУ не знало до последнего момента. После новогодних каникул занятия здесь возобновились в прежнем режиме.

«Весь преподавательский состав пребывает в неведении, как и директор филиала, сейчас идет сессия, скоро госэкзамены. Известно, что попечительский совет в Ростове, на котором должна была решаться судьба филила, собирался, но вопрос наш не обсуждался, хотя документы о закрытии были переданы после этого в Министерство образования, т.е. все тихо делается, без шума. Но конкретно никто ничего не говорит», – рассказала нам одна из преподавателей филиала Анна Хорунжая 12 января.

А уже через три дня после нашего разговора, 15 января филиал получил приказы Рособрнадзора и руководства головного вуза.

«Приказ был подписан 21 декабря, то есть нам его направили в нарушение всех сроков, – рассказывает директор Железноводского ЮФУ Ольга Ковалева . – На портале Рособрнадзора никакой информации о закрытии нет до сих пор. Тем не менее мы, согласно приказу, переводим документы студентов в головной вуз в Ростов, для тех, кто не может переехать, выдаем справки, ведь у них нет альтернативы – специальностей ДПИ и архитектура нет больше ни в одном вузе Ставрополья».

Даже после объявления приказа студенты не хотели отдавать родной вуз. Многие отказывались подписывать заявления о добровольном переводе, руководство филиала направляло заявление в прокуратуру, однако ответа не получило. Учащимся ничего не оставалось делать, как смириться с решением и начать готовиться к смене учебного заведения.

«Мерзко на душе. Очень мерзко. Что они хотели, то и получили. Почти… Хочется верить, что почти. Студентам не оставили выбора. Просто вытерли ноги... Спасибо большое всему преподавательскому составу за все, что вы успели дать нашим детям»,пишет в соцсетях одна из подписчиц группы «ВШД живи».

Больнее всего закрытие филиала ударит по выпускникам – у них нет времени на раздумья, ведь впереди у них государственные экзамены, которые студентам придется сдавать в новом вузе и совершенно новым преподавателям. Кроме того, дипломные проекты некоторых студентов архитектурной специальности привязаны к определенным местам, расположенным на Кавминводах. Неизвестно, возьмется ли новый научный руководитель за работу, о предмете которой он не имеет понятия.

Еще больший вопрос вызывает то, реализуют ли молодые архитекторы свои проекты, разработанные для городов-курортов Кавказских Минеральных Вод.

Для студентов выбор города, в котором будет проходить обучение, является решающим, ведь большинство молодых людей после окончания университета не вернутся в родные края.

Закрытие филиала ЮФУ в Железноводске может сказаться на жизни региона в целом – ликвидация единственного вуза на Ставрополье, где готовят архитекторов, неизбежно приведет к утечке молодых кадров в другие города. И это в регионе, где находятся старейшие города-курорты с уникальной архитектурой. Где идет многолетняя борьба с незаконными уродливыми постройками. Где просто необходимы квалифицированные специалисты в области архитектуры.

Ростовский университет эти проблемы, разумеется, не беспокоят. Для них закрытие подведомственного образовательного учреждения всего лишь формальность, бумажка, за которой не видно человеческих судеб.

Лучше всего о том, какое значение имеет железноводский филиал для студентов и не только, скажут комментарии, оставленные под петицией, обращенной к Министерству образования РФ.

Марина Евдокименко:

«Я являюсь студенткой выпускного курса факультета архитектуры. Считаю невозможным переезд в другой город, вуз и новую атмосферу в данном положении. Еще один важный фактор это то, что у меня и моей семьи нет материальной возможности на переезд и проживание в другом городе».

Сергей Шипилов:

«На территории моего города совсем не остается достойных учебных заведений. Молодежь покидает Железноводск».

Юрий Бударин , член Союза дизайнеров России, председатель Ставропольского регионального союза дизайнеров: «Считаю высшую школу дизайна в Железноводске одним из ведущих учебных заведений Юга России в дизайн-образовании. Не понаслышке знаком с преподавательской и творческой деятельностью профессорско-преподавательского состава ЖФ ЮФУ. Высшая школа дизайна вносит заметный вклад в развитие дизайн-образования и художественно-проектной культуры региона и России».

«Считаю высшую школу дизайна в Железноводске одним из ведущих учебных заведений Юга России в дизайн-образовании. Не понаслышке знаком с преподавательской и творческой деятельностью профессорско-преподавательского состава ЖФ ЮФУ. Высшая школа дизайна вносит заметный вклад в развитие дизайн-образования и художественно-проектной культуры региона и России».

В 1997 году в городе Махачкале начал работать филиал Южного Федерального Университета. С того времени учреждением было подготовлено свыше полторы тысячи специалистов высшего профессионального образования. Выпускников этого филиала можно встретить среди работников в сфере экономики, правоохранительных органов, детских садов и школ практически любых районов городов Республики Дагестан. Некоторые выпускники предпочли работать в иных субъектах Российской Федерации.

Диплом этого университета является востребованным на рынке труда, а так как на сегодняшний день ЮФУ включил Махачкалинский филиал в план оптимизации филиальной сети, поддерживая его экономически, то контрольные цифры, то есть бюджетные места, для приема абитуриентов в филиале ежегодно увеличиваются. В партнерстве НПК «Русская радиоэлектроника» и ДНЦ РАН осуществляется подготовка специалистов согласно направлениям «Информатика и вычислительная техника» и «Прикладная геология», реализуемым в Махачкалинском филиале ЮФУ. Техническая база материально соответствует лицензионным нормам, а уровень остепенённости преподавательско-профессорского состава является очень высоким и достигает показателя в 87%.

Слухи о том, что Новошахтинскому филиалу ЮФУ грозит ликвидация, беспочвенны. Вуз живёт полной жизнью и 16 марта, в областной день профориентации, проведёт День открыгты1х дверей. О филиале и его ближайших планах наше интервью с его директором Лидией Ивановной Пилипенко.

Семнадцать лет в Ново-шахтинске успешно готовит специалистов социальноэкономической сферы филиал Южного федерального университета. Что стало причиной открытия филиала крупного вуза в небольшом шахтёрском городе?

Открытию предшествовала ликвидация шахт. А так как Ново-шахтинск был моногородом, где работали только угольные предприятия и бюджетные учреждения, ему требовались специалисты, которые развивали бы его многофункциональную экономику. За годы нашего существования кадры, которые мы выпустили, значительно помогли развитию города, пополнив его организации и предприятия молодыми специалистами с высшим образованием.

1500 специалистов за 17 лет выпустил филиал ЮФУ в Новошахтин-ске. 60 процентов из них работают в городе.

Сейчас наш филиал оснащён всем необходимым не хуже, чем головной вуз: современные корпуса, интерактивное оборудование аудиторий, лингафонные кабинеты, актуальная учебная и методическая литература, прекрасная столовая. Наши студенты ничем не обделены. Библиотека у нас и на бумажных носителях, и в электронном виде. Студентам доступны две трети всемирных электронных ресурсов. Мы выписываем 27 периодических изданий. У нас такие же возможности, как и в Южном федеральном университете. Выпускники получают такой же диплом, как и в головном вузе. По окончании бакалавриата можно поступить в магистратуру ЮФУ или любого другого вуза страны и расширить го.ризонты своей профессии. И эту возможность активно используют наши выпускники.

28 выпускников Ново-шахтинского филиала ЮФУ стали предпринимателями.

- Сколько бюджетных мест предусмотрено в филиале на будущий год?

По информатике и вычислительной технике и прикладной информатике по десять бюджетных мест, на направление «менеджмент» шесть мест на очную форму обучения и семь - на заочную. Кроме того, выделены места и на платной основе, в том числе и на педагогическое направление.

Реформа высшего образования затронула многие вузы. Кто-то не получил аккредитацию, где-то закрыли филиал. Что ждёт наш филиал и почему по городу поползли слухи о том, что вуз скоро закроется?

Скорее всего, слухи были вызваны тем, что наш филиал почти три месяца проверяла комиссия Рособрнадзора. Причём о документарной проверке мы узнали в день, когда она уже началась. В течение рабочей недели мы подготовили и отправили 19 тысяч листов заверенных копий различных документов. Результаты проверки мы узнали во второй половине февраля. Никаких существенных нарушений не выявлено. Одновременно с нами проверяли Махачкалинский филиал ЮФУ - в нём прекращена образовательная деятельность. Может, поэтому заговорили о нашем закрытии? Но мы успешно прошли проверку и продолжаем работать в полную силу.

- Наверное, непросто было привлечь кадры в небольшой город, как Вы с этим справились?

Отличительная особенность филиала в том, что многие его преподаватели подготовлены в аспирантуре ЮФУ. Среди них есть и наши выпускники, например, Наталья Николаевна Вакула. Большинство защитились, получили учёные степени и учёные звания и успешно работают в филиале. Одновременно привлекаем преподавателей университета и других вузов.

Педагогическое направление мы открыли только три года назад, поэтому большинство преподавателей приглашены из Академии психологии и педагогики ЮФУ. В этом году мы внедряем сетевую форму обучения: наши студенты теперь выезжают в университет и обучаются там модуль или семестр. Это сделано для того, чтобы они почувствовали атмосферу большого вуза, побывали на лекциях ведущих учёных, поучаствовали в проектах университета. На время учёбы в ЮФУ студенты обеспечиваются комфортными общежитиями квартирного типа.

- Как студенты оценивают качество организации учебного процесса в головном вузе и филиале?

В качестве организации учебного процесса они не увидели большой разницы и даже отметили, что получить баллы, которые учитываются при допуске к экзамену (а у нас действует балльнорейтинговая система), в филиале проще. Группы меньше - и студенты имеют возможность отвечать на каждом семинарском занятии. В головном же вузе при таком большом количестве студентов нужно ещё успеть ответить.

- Студенты филиала получают такую же стипендию, как и в головном вузе?

Конечно. За достижения в учебной, научной, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности они могут получать дополнительную повышенную академическую стипендию, которая назначается на каждые полгода. В среднем выходит по 12-15 тысяч рублей в месяц. У каждого студента есть свой личный электронный кабинет, куда он заносит все свои достижения: награды, грамоты, поощрения. Специальная комиссия проводит конкурс и по его итогам выбирает лучших. Такая система у нас работает уже третий год. Она очень эффективна. Студенты из малообеспеченных семей могут оформить также социальную стипендию, а на первом и втором курсах получать повышенную социальную стипендию - 8 500 рублей в месяц. Немалые средства выделяются и на поощрение самых активных и талантливых.

- Удаётся ли Вам набирать необходимое количество студентов?

Условия приёма в филиал такие же, как и в университете. Особенность заключается в том, что ЮФУ установил минимальное количество баллов по ЕГЭ, с которыми могут быть приняты документы: например, чтобы сдать документы на «менеджмент», у абитуриента должно быть не меньше 60 баллов по русскому языку, 50 по математике и 60 по обществознанию. Но дело в том, что не каждый школьник может получить такие баллы. А с другими результатами, даже на 1 балл меньшими, документы не примут. По информатике ЕГЭ у нас сдают единицы и получают невысокие баллы, а требования при поступлении очень высоки. Когда не было установленных баллов по каждому предмету, а учитывалось их общее количество, университет набирал более качественных абитуриентов, чем сейчас. Это не только моё мнение - так думает большинство педагогов нашего вуза. Из-за этого на треть сократилось количество студентов в ЮФУ: было 45 тысяч, а стало 28.

- Если с информатикой такие проблемы, как же Вы набираете студентов?

К нам поступают выпускники колледжей и техникумов. В этом случае абитуриенты сдают экзамены, а не ЕГЭ. Одиннадцатиклассникам это право не дано. Экзамен сдать проще даже психологически. Поступают студенты из Украины, их у нас до 65 процентов от общей численности очной формы обучения. Украинцы тоже сдают вступительные испытания. По закону они поступают на бюджет, как соотечественники, впрочем, как и дети из других стран СНГ. Соотечественники - это люди, родившиеся в СССР, их дети и внуки.

- Что планируется в филиале в День открытых дверей?

16 марта в 14.00 мы приглашаем выпускников школ, колледжей, техникумов на День профориентации. Познакомим с нашим вузом, с направлениями подготовки, с особенностями поступления в 2017 году, проведём интерактивную викторину «Кандидат в студенты ЮФУ», которая позволить абитуриентам проверить свою готовность к поступлению в вуз.

- Как Вы оцениваете реформы, которые начинает новый министр образования Ольга Юрьевна Васильева?

Начало её деятельности вызывает оптимизм. Радует, что она говорит о наполняемости образовательных стандартов. Если в 2000 году стандарты были чётко прописаны и мы только обеспечивали их качественную реализацию и понимали, какого уровня специалиста нужно подготовить, то за последние три года по одному и тому же направлению поменяли три стандарта. В Министерстве образования и науки считают, что они таким образом улучшают их, а на самом деле выхолащивают. Порадовало, что не будут потоком закрывать вузы и филиалы, а в каждом конкретном случае должно быть обоснованное и обдуманное решение. Импонирует её отношение к педагогическим кадрам.

Сейчас часто приходится слышать, что уровень подготовки абитуриентов с каждым годом падает. Вы ощущаете это на своих студентах?

Качество абитуриентов оставляет желать лучшего. Когда на первый курс приходят с высокими баллами ЕГЭ, а на самом деле не все могут освоить учебный план, это огорчает. Мне думается, что новые подходы к обучению в школе и сдаче выпускных экзаменов позволят повысить качество знаний школьников.

- Что нужно сделать в городе, чтобы поднять профессиональное образование на более высокий уровень?

Убеждена в том, что для этого нужно создать систему непрерывного образования и профориентационной работы. В городе есть возможности для создания такой системы: три техникума, филиал колледжа, вуз. Работа в этом направлении уже ведётся. Это позволит выпускникам средних профессиональных учебных заведений получить высшее образование в сокращённые сроки, не выезжая за пределы Новошахтинска.




Похожие публикации