Экология в нашей жизни. Экология в моей жизни. Жизнедеятельность и настроение

Тысячи лет, изо дня в день люди добывают и готовят себе пищу, создают орудия труда, поддерживают тепло в жилищах. Человек вырубает леса, осушает естественные водоемы, истребляет животных, строит заводы, города, фабрики, добывает полезные ископаемые, возделывает землю. Люди делают все для того, чтобы быть сытыми, в тепле, чтобы было меньше работы и можно было бы беззаботно отдыхать и делать только то, что нравится. Но ни один человек не задумывается о том, каково существам, живущим вокруг, в каком состоянии находится планета. Естественно, ни что

Не проходит бесследно. Многие люди считают, что ресурсы Земли безграничны, они смотрят вокруг и видят, что кругом много животных, огромные площади леса, длинные величественные реки, чистый воздух. Они думают, что так будет всегда, что им всего этого будет достаточно, даже слишком много. Так было когда-то… Но с каждым годом ресурсы планеты все больше истощаются, чаще случаются экологические катастрофы, в которых гибнут тысячи жизней. А человечество все так же движется вперед, по пути технического прогресса, переступая через погибших по вине природы людей, забывая, что если бы не было природы, то не было бы и самого человека.
Люди, остановитесь! Остановитесь хотя бы на секунду, оглянитесь вокруг!
Неужели вы не понимаете, что природа забирает невинные жизни не по собственной прихоти. Она просто вынуждена обратить на себя внимание. Из года в год извергаются вулканы, происходят землетрясения, оползни, сели, лавины, погибают люди. Так Земля предупреждает каждого человека, говорит о том, что в один ужасный момент все может рухнуть, сломаться, погибнуть.
Но люди по-прежнему продолжают не обращать внимания, уничтожать и загрязнять природу. Я считаю, что нужно прекратить варварские поступки. Прекратить, пока еще не стало слишком поздн

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Люди всего мира любят спорт и игры. Спорт оздоравливает людей, держит их в форме, делает более организованными и дисциплинированными. Некоторые люди занимаются спортом ради здоровья, а некоторые – профессионально. В каждом городе много стадионов, спортплощадок, бассейнов, футбольных полей. Практически все Read More ......
  2. Образование играет очень важную роль в нашей жизни. Это одно из самых ценных приобретений, которое человек может сделать в своей жизни. На протяжении всей истории человечества образование высоко ценилось. Прогресс в основном зависел от высокообразованных людей. Самообразование также очень важно Read More ......
  3. Искусство это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. Многие люди посвящают себя полностью одному из загадочных явлений в мире, а некоторые считают его священной религией. История искусства, как такового, Read More ......
  4. Для нас – это обыденность: берем трубку, набираем номер и через несколько секунд нас уже соединили – с другом в Москве или со стоянкой такси на ближайшем перекрестке. Мы обмениваемся новостями, даем или принимаем указания, приходим на помощь, договариваемся и Read More ......
  5. Семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества, это особый социальный институт, который обеспечивает воспроизводство общества. Проще говоря – семья занимает в нашей жизни одно из первых мест, и нет ничего дороже и значимее семьи. Для ответа на вопрос, зачем Read More ......
  6. Мы должны уважать старших. Это вроде бы аксиома? Но давайте представим, что ее надо объяснить маленькому ребенку, который искренне не понимает, почему нужно слушать Ся родителей и других знакомых взрослых. Он считает, что их необходимо уважать толь­ко потому, что они Read More ......
  7. Термин “аномия”, обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики о повышением роли торгово-промышленных Read More ......
  8. Едва ли оспорим тот факт, что музыка имеет колоссальное влияние на настроение и самочувствие человека, его характер, а, возможно, и на всю его жизнь. Но сколько б ни было различных музыкальных течений, сколь многогранными ни казались бы нам современные вкусы Read More ......
Экология в нашей жизни

Экология в нашей жизни занимает крайне важное место. Ведь это то, чем мы дышим, а значит живем! Мы живем в инновационном, цивилизованном мире. Общество предусмотрело, придумало и построило все для наших удобств. Мы живем близ фабрик, нефтедобывающих заводов, происходит сбрасывание отходов даже в самых неположенных местах. Но как же все это влияет на нашу жизнь? Если мы заглянем в прошлое, то все станет предельно ясно. Наши предки жили по сто лет, а сейчас средняя продолжительность жизни становится все меньше.

Если задуматься, заводы и предприятия загрязняют не только воздух, которым мы дышим, но и воду. «Благодаря» загрязненному воздуху, мы не получаем полезные вещества, вкушая овощи и фрукты. Ведь это тоже живые организмы, и воздух им необходим! В воде же заводятся различные бактерии и микробы, которые могут вызвать даже самые, казалось бы, неожиданные заболевания.

Возможно, кто-то поспорит со мной, сказав, что промышленные предприятия оснащены очистными сооружениями. Но давайте посмотрим правде прямо в глаза – далеко не каждое предприятие заботится о сохранности экологии.

Посмотрите же вокруг! Прямо сейчас, выглянув в окно, мы можем увидеть всю красоту и богатство нашей драгоценной природы. Ведь что такое природа? Это кладовая, полная здоровья, красоты и долголетия! Но мы – люди – относимся к чистоте окружающей среды, к экологии очень легкомысленно! Я думаю, многие согласятся, что это именно мы поставили природу в опасное положение. Ведь только мы, а не кто-то другой, строим предприятия, загрязняющие воздух, почву, воду. Мы занимаемся вырубкой лесов, вырабатывающих кислород. Именно мы создаем многочисленные химикаты, которые внедряем в почву, дабы получить обильный урожай! Но никто и на секунду не задумывается, что этим самым делает хуже себе же. Ведь то, чем мы «удобряем» нашу землю, истощает нашу почву до предела. И в ней уже не остается тех полезных для жизнедеятельности качеств, которые были раньше.

Возможно, кто-то не поверит, но даже появлению кислотных дождей, разрушению озонового слоя поспособствовал человек! Неужели нам больше никогда не увидеть той гармонии, тех заботливых отношений людей с природой? Даже страшно представить, что случится с окружающим нас миром через десятилетия!

Но неужели экология заслужила такое отношение? Неужели она заслуженно терпит неуважение к себе? Не думаю.

Природа всегда давала нам средства к существованию. Только благодаря ей, мы, как и все другие живые организмы, получаем воздух, питание, витамины и прочее, что нам необходимо. Мы потребители. Мы неблагодарные потребители. Мы наносим урон миру. Мы живем в этом грязном, затхлом мире. А это значит, что мы вредители еще и сами себе.

День за днем мы только опустошаем природу. Мы выкачиваем тонны нефти, газа, угля и других природных ископаемых. Мы, безжалостные, не понимаем, что все это не вечно! Нам бы работать над сохранностью всего полезного, что дала нам кормилица-природа. Но мы об этом не задумываемся. Пора признать, что мы безответственные.

Что в свою очередь может сделать природа? Она лишь только может подать нам знаки о том, что пора задуматься о своем губительном отношении и поведении. И она подает эти знаки в виде различных катаклизмов, например, извержение вулканов, наводнения или землетрясения. Это далеко не все, чем нам может «сигналить» природа. Она лишь просит нас остановиться, иначе такое пагубное отношение может привести к полной гибели всего живого.

А что в свою очередь делают люди? Мы игнорируем эти сигналы, сбрасываю вину с себя. Мы продолжаем разрушать и губить нашу природу, нашу экологию. Мы продолжаем жадно, бесчисленно черпать природные ресурсы, ничего не давая взамен. Если просмотреть сведения о количестве природных ресурсов нашей страны, можно заметить, что показатели стали ниже, чем были ранее. Получается, что совсем скоро нам будет нечего оставить своим потомкам! Ведь мы уже уничтожили множество видов растений, вырубили тысячи гектаров зеленых лесов и отравили земли, луга.

Нам всем стоит понять, что между людьми и природой проходит тонкая грань, тесная взаимосвязь. Но именно живые организмы находятся в большей зависимости от природы, чем природа от нас. Дышать, питаться, развиваться – это жизненно необходимые дары природы.

Я считаю, что перед всем человечеством нужно поставить глобальный вопрос – зачем? Ради чего убивать живую среду вокруг нас? Для чего отравлять воздух, а в последствии и жизнь? Если мы и дальше будем бездействовать, игнорировать тревогу нашей кормилицы-природы, мы уничтожим свой дом, мы лишим себя наслаждения лицезреть на бархатные, зеленые леса и на чистое, голубое небо.

Как бы сильно нам не хотелось, но мы не сможешь по щелчку пальцев вселить в разум семи миллиардов людей наши мысли. Но если каждый человек хотя бы на минуточку представит свою дальнейшую жизнь в грязном, сером, пропитанном выхлопными газами и отходами мире, и не станет сидеть сложа руки, то это уже будет большой плюс.

Не сорить на улице, не создавать свалки в общественных, озелененных местах, не обрывать цветы и не ломать деревья – это и многие другие полезные дела пойдут лишь на пользу экологии. Мы все без исключения хотим жить в мире, полном красоты, чистоты, добра и любви. И только мы ответственны за то, как будет выглядеть наша планета, наши города и улицы.

Н а сегодняшний день трудно переоценить важность и роль экологии как в жизни целого общества, так и отдельно в жизни каждого человека. Так и состояние планеты зависит как от коммерческих компаний, вырабатывающих тонны отходов каждый год, так и от отдельного индивида, пользующегося благами цивилизации.

Немного истории

На протяжении всей известной истории человечество развивалось и вместе с ним развивались его понятия об окружающем мире. Очень рано люди поняли, что природными дарами нужно пользоваться разумно, не разрушая естественный баланс между человеком и планетой.

Подтверждением этого являются наскальные рисунки, говорящие об интересе человека к окружающей среде.

Из более поздних данных известно, что охрана природы активно практиковалась в Древней Греции, где жители оберегали красоту естественных лесов.

Современный взгляд

Сейчас экология трактуется как наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом, а также с окружающей средой.

Любой организм, живущий на планете, поддаётся влиянию множества факторов: благоприятных и неблагоприятных. Все эти факторы условно можно разделить на две группы: биотические и абиотические. К биотическим можно отнести те, которые исходят от живой природы; к абиотическим - те, что несёт неживая природа. Например, орхидея, растущая на коре дерева, - это пример симбиоза, то есть биотического фактора, а вот направление ветра и погодные условия, влияющие на эти два организма, - это уже абиотический фактор. Всё это создаёт условия для естественной эволюции живых организмов планеты.

Но тут появляется ещё один немаловажный аспект, значительно влияющий на состояние окружающей среды - это антропогенный фактор, или человеческий фактор. Вырубка лесов, поворот рек в другое русло, добыча и разработка полезных ископаемых, выброс различных токсинов и других отходов - всё это влияет на ту среду, где такие воздействия производятся. В результате биотические и абиотические факторы на этой территории подвергаются изменениям, а некоторые из них и вовсе исчезают.

Для того чтобы регулировать изменения окружающей среды, учёные вывели основные задачи, которые должна решать экология, а именно: разработка законов разумного использования природных ресурсов, опираясь на общие принципы организации жизни, а также своевременное решение экологических проблем.

Для этого ученые–экологи выделили четыре основных закона:

  1. всё связано со всем;
  2. ничто не исчезает в никуда;
  3. природа лучше знает;
  4. ничто не даётся просто так.

Казалось бы, соблюдение всех этих правил должно было бы привести к разумному и гармоничному использованию природных даров, но, к сожалению, мы наблюдаем иную тенденцию развития этой сферы.


Почему так происходит? Почему роль экологии в жизни многих людей всё ещё остаётся на втором плане? Любая внешняя проблема - это лишь отражение человеческого сознания. Большинство даже не подозревает о том, что скрывается за результатом их ежедневной жизнедеятельности.

Аспекты природы, затрагиваемые антропогенным фактором

Резкое повышение потребительского образа жизни привело к неразумному использованию природных ресурсов. Бурное развитие научно–технического прогресса, масштабный рост сельскохозяйственной деятельности человека - всё это усугубило отрицательное воздействие на природу, что привело к серьёзному нарушению экологической ситуации на всей планете. Рассмотрим основные природные аспекты, наиболее подверженные экологическому кризису.


Воздух

Когда-то на Земле была другая атмосфера, затем произошло так, что на планете появился кислород, а вслед за ним образовались аэробные организмы, то есть те, которые питаются этим газом.

Абсолютно все аэробные существа зависят от кислорода, то есть от воздуха, и от его качества зависит наша жизнедеятельность. Всем известно ещё со школы, что кислород вырабатывают растения, поэтому, учитывая современную тенденцию вырубки лесов и активный прирост населения людей, не трудно догадаться к чему ведёт уничтожение фауны. Но это лишь один из аспектов, влияющих на состояние атмосферы нашей планеты. В реальности всё сложнее, особенно в крупно населённых городах, где по медицинским нормам концентрация токсичных веществ превышается в десятки раз.

Вода

Следующий не менее важный аспект нашей жизни - это вода. Человеческий организм состоит на 60–80 % из воды. 2/3 всей земной поверхности состоит из воды. Океаны, моря, реки постоянно загрязняются человеком. Ежедневно мы «убиваем» мировой океан добычей нефти на морских промыслах. Нефтяные пятна угрожают жизни морских обитателей. Не говоря уже о мусорных островах, непрерывно дрейфующих по поверхности океанов и морей.


Пресная вода наиболее уязвима перед лицом невежества человека. Сточные воды, различные токсины типа: ртути, свинца, пестицидов, мышьяка и многих других «тяжёлых» химикатов ежедневно отравляют реки и озёра.

Земля

Главный фундамент жизни на земле - это почва. Известно, что для того, чтобы Земля смогла создать один сантиметр чернозёма, ей потребуется около 300 лет. Нынче же один сантиметр такой плодородной почвы, в среднем, погибает за три года.

Климат

Совокупность всех экологических проблем приводит к ухудшению климата. Климат можно сравнить со здоровьем планеты. Когда отдельные «органы» Земли страдают, то это имеет непосредственное влияние на климат. Уже много лет мы наблюдаем различные аномалии в связи с изменением климата, причинами которых является антропогенный фактор. Вмешательство человека в деятельность природы привело к резкому потеплению или похолоданию в определённых зонах, к повышению уровня океана из-за стремительного таяния ледников, к ненормальному количеству осадков или к их отсутствию, а также к сильным природным катаклизмам и многому другому.

Главное - это не заострение внимания на списке проблем, а само осмысление причин их возникновения, а также концентрация на эффективных способах и методах их решения.

Сферы нашей жизни, затрагиваемые экологией

Какова же роль экологии в жизни человека? Что касается абсолютно каждого, с чем все мы имеем дело каждый день, каждую секунду нашей жизни; без чего жизнь, такая, как она есть сейчас, не могла бы существовать?


Здоровье

Здоровье как конструктор, от отдельных частей которого зависит его состояние в целом. Таких факторов множество, основные из них известны всем - это образ жизни, питание, деятельность человека, окружающие его люди, а также среда, где он обитает. Экология и здоровье человека плотно взаимосвязаны. Если с одной стороны идут нарушения, то другая реагирует соответствующе.

Человек, живущий в городе, рискует заболеть каким-либо серьёзным заболеванием во много раз больше, чем человек, живущий в пригороде.

Питание

Когда человек питается неправильно, у него нарушается обмен веществ, что в свою очередь приводит к более серьёзным проблемам со здоровьем. Стоит помнить, что эти нарушения могут также отразиться и на будущих поколениях.

Главная проблема для здоровья человека - это химические вещества, минеральные удобрения, пестициды, которыми обрабатываются сельскохозяйственные поля, а также использование добавок и красителей с целью улучшения внешнего вида продуктов, консервантов для увеличения срока хранения продуктов и многое другое.

Известны случаи добавления соединений тяжёлых металлов и других неблагоприятных для организма человека элементов, таких как ртуть, мышьяк, свинец, кадмий, марганец, олово и другие.


В кормах птицы и крупного рогатого скота присутствует немало токсинов, способных вызывать рак, сбой метаболизма, слепоту и другие серьёзные заболевания.

Чтобы обезопасить себя и своих близких, необходимо внимательно относиться к продуктам, которые вы покупаете. Изучайте состав и символы, нанесённые на упаковку. Не поддерживайте производителей, которым безразлична ваша судьба и состояние нашей планеты. Особое внимание уделяйте Е-добавкам с трёхзначными цифрами, значение которых с лёгкостью можно найти в интернете и тем самым прожить более долгую и счастливую жизнь.

Жизнедеятельность и настроение

Состояние здоровья и качество питания - определяющие факторы активности и жизнеспособности человека. Как мы видим, все эти факторы можно связать с состоянием экологии на нашей планете, от которого мы напрямую зависим. Ведя здравый образ жизни, занимаясь йогой и самопознанием, просто невозможно быть безразличным к окружающей среде. Когда мы находимся на природе, дышим свежим воздухом, едим чистые, выращенные своими руками продукты - наша жизнь меняет своё качество. Состояние ума также трансформируется, от чего гармонизируется настроение и отношение к жизни в целом.

Карма

Всё в этом мире закономерно; всё, что мы делаем, так или иначе, возвращается к нам, сразу или потом - не имеет значения. Если мы будем заботиться о себе и о мире, где сейчас живём, экономить ресурсы, думая о природе, жить по совести, тогда и экологическая обстановка на планете улучшится - и нам не придётся расплачиваться за собственное безрассудство и невнимательность.

Живите осознанно, питайтесь здраво - только натуральными продуктами, - заботьтесь об утилизации и переработке отходов, пользуйтесь самым необходимым - тогда ваша жизнь и жизнь всей нашей планеты улучшится! Великое начинается с малого!


библиотекарь РМК Мурашинского района

«Воздух - наш отец. Вода - мать. Земля - дом. Роса - национальное сокровище. Настало время осознать каждому, что мы живем в озонном одуванчике. Что наша Земля - одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца.

А мы взрываем в одуванчике бомбы Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов...»

Экологический Манифест

У каждого из нас есть большая и малая родина. Но где бы мы ни родились, прекрасным, радостным и общим домом остается Земля. Миллиарды лет светит она маленькой звездочкой в бесконечном пространстве Вселенной.

И никогда прежде люди не испытывали такую острую тревогу за этот наш общий дом.

Охрана окружающей среды стала одной из самых острых проблем человечества. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции «природонакопительства», а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать наши духовные ценности везде и всегда.

А прививать у людей любовь к природе, ко всему живому нужно, как мне кажется, с самого раннего возраста. И в то же время необходимо экологическое воспитание и просвещение взрослых.

Мне запомнилась одна фраза из книги Корнея Чуковского «От двух до пяти», когда малыш говорит: «Мама, посмотри, какая прекрасная гадость». Для человека трех-четырех лет все живое прекрасно, ибо оно - живое! Но этот малыш, несомненно, уже слышал от взрослых, что червяк или лягушка - это «гадость».

Поэтому, чтобы не возникало этого диссонанса, чтобы в человеке всегда оставалось чувство восхищения природой, необходимо и экологическое просвещение взрослых, воспитание у них экологической культуры.

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экономическому кризису. В результате разрушительной деятельности человека природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной человечеству грозит деградация и вымирание.

С принятием законов РФ «Об образовании» и «Об охране окружающей среды » созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Эти документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является формирование экологической культуры у детей.

Библиотека РМК, в которой я работаю, сотрудничает с преподавателями биологии, экологии, краеведения, классными руководителями школьными библиотекарями , вожатыми образовательных учреждений района, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, работниками учреждений дополнительного образования , занимающихся экологическим обучением, воспитанием и просвещением детей, подростков и молодежи.

Вся, имеющаяся и вновь поступающая в библиотеку литература, отражается в справочно-библиографическом аппарате: систематический каталог, систематическая картотека статей, энциклопедии, словари, справочники экологической направленности, информационные бюллетени «В помощь учителю» и «Методическая копилка», библиографические пособия малых форм (рекомендательный библиографический список «Библиотека и экология»).

В систематическом каталоге выделены разделы: «Экология» и «Методика преподавания экологии», в систематической картотеке статей это разделы: «Экология », «Внеклассная работа по экологии», «Экологическое обучение и воспитание в начальной школе», «Наш дом - природа», «Экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях», «Сценарии школьных праздников по экологии» и др.

В настоящее время в каталоге и картотеках библиотеки содержится около 300 библиографических записей документов экологического содержания.

Конечно, существующий СБА далек от совершенства и требует постоянной редакции. В дальнейшем, с созданием в библиотеке электронного каталога, будет создана специализированная экологическая база данных , которая являясь самостоятельной частью электронного каталога будет включать в себя статьи из периодических изданий, книги, аннотации на них, аппарат ключевых слов, тематические рубрики. Все это позволит быстро найти необходимый документ, составить тематические справки, выполнить запрос, подготовить информационный бюллетень и т. п.

Экологическое просвещение, на мой взгляд, должно стать одним из приоритетных направлений в деятельности любой библиотеки, будь то детская, школьная, массовая или научная библиотека.

«Я верю, что человечество найдет решение сложных задач осуществления грандиозного необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе».

Так хочется, чтобы сбылись эти надежды академика Андрея Дмитриевича Сахарова.

Библиотека РМК будет вносить свой посильный вклад в их осуществление.

зав. Русско-Турекской СБФ Уржумской ЦБС

Мысль о том, что существованию жизни на Земле может угрожать повседневная хозяйственная деятельность человека, получила широкое распространение во второй половине прошлого столетия и была встречена с естественным недоверием.

Трудно поверить, что мирный труд может иметь те же последствия, что и атомная война. Трудно представить, что блестящий век науки, начавшийся такими многообещающими победами разума, может завершиться так нелепо и бесславно. А речь идет именно об этом.

Сохраним ли мы нашу планету обитаемой? Этот вопрос должен беспокоить каждого из нас, ведь от того, какой мы оставим ее после себя, зависит жизнь наших детей, внуков и правнуков. Важно, чтобы мы сегодня не допустили того, за что недобрым словом поминали бы нас впоследствии наши потомки.

Вот поэтому проблема экологии – одна из наиболее важных в последнее время.

И в моей жизни экология занимает не последнее место. Живя в селе Русский Турек, я частенько наблюдаю, как люди безжалостно рубят деревья, загрязняют отходами овраги и даже уличные канавы. А во что превратилась наша речушка Туреченка! Она и так маленькая, а местные жители до такой степени закидали ее берега мусором, что она выглядит как ручеек, протекающий посреди огромной свалки.

Видимо никто из этих людей не задумывается над тем, каким будет наше село лет так через 20, каким они оставят его своим потомкам.

На заседаниях клуба «Почемучка» мы часто ведем с детьми разговоры о состоянии нашей природы, о том, что все живое нуждается в нашей охране, учим их бережно относится к каждой травинке, каждой букашке.

Конечно, далеко не каждый ребенок будет внимать нашим советам, но если хотя бы кто-то из них задумается над своим отношением к природе, значит, мы делаем это не зря.

А в клубе для пожилых людей «Ярославна», одно из заседаний было посвящено магической связи людей и деревьев и называлось «Не руби свое дерево». Оказывается, с давних времен известно, что человека и дерево могут связывать иногда необъяснимые узы. У разных народов есть обычай – при рождении ребенка в его честь сажать дерево. Подрастая, он знает, что это «его» дерево. «Его» не в смысле обладания, а в значении как бы родства и братства.

Сейчас в мире, да и у нас в стране, пожалуй, не найдешь человека, который бы открыто заявил, что он не любит природу и ничего не хочет сделать для ее сохранения. Все за! Все вроде бы понимают. Но каждый стремится переложить ответственность на других и передать свои обязанности соседу.

Когда-то в «Пионерской правде» был уголок ЗСС – задание самому себе. Пора и нам дать такие задания самим себе в отношении природы, всем – от министра до школьника.

По этим заданиям нельзя ограничивать программы по изучению биологических дисциплин в школах. Ведь без широких биологических знаний не решить ни одной серьезной экологической проблемы. Плюс к этому нужно искреннее уважение и любовь ко всему живому.

Казалось бы, азы. Но как непросто привить их массам!

На вопрос с чего начинать, писатель Виктор Астафьев, просто и мудро ответил: «Хотя бы посади дерево». А вспомним - ка, многие ли из нас его посадили? Так давайте поспешим!

, гл. библиотекарь центральной детской библиотеки Вятско-Полянской ЦБС

Каждый ребенок в детстве ищет тропинку в удивительную страну, страна эта - рядом. В ней никогда не бывает скучно, полно чудес и загадок. Это - животные и растения, природа, окружающая нас. Только почему-то мы проходим мимо, спеша, не замечая ее тайн. А если рядом с ребенком будет находиться человек, который научит не только смотреть, но и увидеть необычное?

Ведь для себя я давно открыла...

Страну, что с детства снится,

Где могут жить так хорошо,

Цветы, деревья, птицы,

Где счету нет моим шагам

И трудным и веселым.

И нет ни одного врага,

И мир друзьями полон.

И надо только маленькому человечку объяснить, рассказать, заставить задуматься и разобраться, если не во всем, то во многом. И хорошо, если рядом есть такой помощник как книга.

Все это подтолкнуло к мысли об открытии клуба природоведческого направления. Так, в 1993 году в нашей Вятско-Полянской Центральной детской библиотеке был открыт клуб «Родничок». В программу клуба вошли самые разнообразные мероприятия: беседы, обзоры, часы доброты, конкурсы. К каждому занятию готовились тщательно. Оформляли книжные выставки, тематические просмотры, рекомендательные списки литературы. К одному из занятий я написала сценарий сюжетно-ролевой игры «Суд над человеком». В ходе театрализованной игры представители животного и растительного мира обвиняли человека в нанесении ущерба природе. Когда судья (шестиклассник К. Сахаров) объявил: «Встать! Суд идет!», классная комната мгновенно превратилась в зал суда. Может, потому, что судья, защитник и обвинитель были одеты в судейские мантии, а охотника-браконьера обвиняли потерпевшие: зебра, змея, лев, голубь, панда и др. (также одетые в костюмы дети).

Много было сказано нелицеприятного в адрес человека. Убедительно выступали в ходе процесса потерпевшие. В итоге суд вынес решение: признать человека виновным во многих злодеяниях по отношению к растительному и животному миру.

Суд обязал человека навести порядок на планете. На мероприятии, которое проходило в школе, присутствовали преподаватели, которые дали всему высокую оценку. Это было здорово!

Все эти мероприятия, встречи очень подружили нас с детьми. Они стали частыми гостями библиотеки. И мне было очень приятно, когда одна из самых лучших «экологов» класса Катя Корюкова пришла однажды ко мне и спросила: «Наталья Николаевна! Нам дали задание написать сочинение об интересном человеке. Я хочу написать о Вас и о Вашем «Родничке». Я очень обрадовалась. Не тому, конечно, что стала для кого-то интересным человеком, а тому, что мой труд не пропадает понапрасну, занятия детям нравятся. Ведь для меня было очень важно, чтобы у моих кружковцев было сформировано бережное отношение к природе, ее охране.

Это не было для меня просто работой, это было моим убеждением, увлечением. Многое из того, что я прочитала и узнала, рассказала моему сыну.

Однажды он сказал: «Мама, учительница мне сказала, что из меня может получиться хороший эколог». Оказалось, что он активно работает на уроках природоведения , нестандартно мыслит, рассуждая о судьбах представителей животного и растительного мира. Но больше всего сын меня удивил, когда принес домой маленьких, желтеньких цыплят. Он вырастил из них яйценосных курочек породы «ломан-браун». А советы ему давала книга «Птицеводство». И, поскольку жить нам приходилось в городских условиях, то и наши курочки тоже жили по режиму. Живы они и сейчас, не смогли мы их, вырастив, уничтожить. Сейчас они «кормят» наших родственников. Они живут в деревенском доме, и изредка мы их навещаем. Сейчас мой Андрей учится в 9 классе , он вырос, но по-прежнему любит природу, воспринимает мир своими глазами.

Мы, библиотекари, бессребреники, зарплата у нас маленькая. Зачастую порадовать себя нечем, поэтому радуемся очень малому: первому весеннему дождику; цветку, не сорванному с клумбы; листочку, слетевшему с осеннего клена. Какое чудо! И вот однажды ругаю сына за то, что мало занимается уроками: «Тебе не добиться в жизни благополучия!».

А он мне в ответ: «Почему ты, мама, все разговоры сводишь к деньгам? Вот в кинофильме «Белые росы» старичок, наживший-то всего: дом да корову, вышел в поле и благодарил судьбу за все, что она дала ему, в том числе и за трудности». И нечего мне было ему ответить. Но стала часто задумываться: не слишком ли добрым я воспитала его для этой жизни?

За годы работы сформировался неплохой фонд экологической литературы. Стали выходить с вопросами по экологии на семинары чаще, делиться опытом работы. Природоведческий клуб «Родничок» перерос в экологический клуб «Зеленый глобус», занятия клуба уже проводили другие работники библиотеки.

Но однажды в руки мне попалось настоящее чудо. Это книга «300 вопросов и ответов по экологии». Она дала мне новый импульс для создания новых форм. Благодаря ей я разработала цикл занятий по типу игры «Кто хочет стать миллионером?». Вопросы книги я разбила на блоки и получилось три игры: «Кто хочет стать экологом?», «Мир животных: вопрос-ответ», «Таинственный мир растений». Ребята с удовольствием играли в эти игры. Не только потому, что детям присущ дух соревнований, им нравится все интересное.

Сейчас я работаю на платном абонементе, но меня радует, что работа по экологии в библиотеке продолжается. Сейчас в библиотеке открылся клуб для малышей «Зеленые человечки». И снова с первых азов дети будут постигать бережное отношение к природе, окружающему миру. Ведь чем раньше начата эта работа, тем больше уверенности в том, что синее небо нашей планеты, ее чистые реки и бескрайние леса будут служить внукам и правнукам.

зав. Чувашевской СБФ МУК «Кирово-Чепецкая РЦБС»

«Если ты русский человек, то ты всегда будешь любить родную землю, родную природу»,- говорили нам со школьной скамьи. Но тогда никто и предположить не мог, что эти слова тесно связаны с серьезнейшими экологическими проблемами. Крылатая фраза «Берегите природу», казалась важной, но спускалась до простого уровня - «Покормите птиц в лесу»...

Все это сейчас кажется милыми детскими воспоминаниями.

Читая прессу, включая телевизор, я ужасаюсь. Человечество медленно, но верно гонит себя к краю пропасти.

Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё, человек тогда очень четко сознавал, что земля его кормит, поит, обувает, одевает. А мы, в наше время, всё чаще видим неухоженные поля, горы мусора, загрязненные реки, высохшие озера, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим овощи и фрукты, зараженные ядовитыми веществами.

Территория Усть-Люгинского округа расположена в пойме двух рек, Люги и Вятки. Поселок Усть-Люга находится в низине, в яме. Вследствие чего воздушная среда нарушена.

Вблизи нашего района нет мегаполисов, нет перерабатывающей промышленности. Но есть Кизнерский арсенал химического оружия. По сведениям военных (из газетных публикаций) срок хранения истек. А как хранится это оружие - нам только приходится догадываться. Не может быть, чтобы не было естественной утечки.

Когда-то я любовалась розово-сиреневыми закатами и восходами, да и в дневное время это явление наблюдается. Поистине мир в розовых очках. Узнав причину этого явления, пришла в ужас. Оказывается, это происходит из-за того, что воздух насыщен химическими веществами. Наблюдалось и такое явление: на лугах выпала розовая роса.

Водная среда включает поверхностные и подземные воды. Задумывались ли мы, какую воду мы употребляем? Например, в речке Люга несколько лет не было рыбы, только в этом году стала появляться. Исчезает рыба в Вятке, а когда-то было её достаточно. По моим предположениям, этому виной является обмеление и загрязнение. Река чистит сама себя, но она не успевает обновляться и тому виной мы сами.

Наш поселок 30 лет назад был окружен лесами. А сейчас в лесу сплошные вырубки, и год от года они ширятся и ширятся, местами даже в лес не приятно заходить. Вырубки да свалки.

Леса исчезают, реки мелеют и болота высыхают. Болот было столько, что порой приходилось обходить не один километр, а сейчас мелкие болота пересохли, а ведь болото - это легкие земли.

Наблюдая за природой, порой приходишь в изумление. Весной листва на деревьях и трава в коричневых пятнах и листья желтые. За 10 лет исчезло много растений. Занимаясь сбором и изучением лекарственных трав, замечаешь, что они исчезают. И исчезают не из-за того, что их вырывают, уничтожают, а по какой - то неясной причине. Исчезли такие растения: бессмертник, чабрец, душица, калган. Бывали у озер ковры из незабудок – значит, озерцо чистое. Только изредка встретишь такое великолепие , у отдаленных озер и болот. Даже валерьяна и то начинает отступать от населенных пунктов.

Исчезают ядовитые растения , хотя я знаю не так много таких трав. Яд в малых дозах - лекарство, ядовитыми растениями лечатся животные, птицы, насекомые. К примеру, мухоморы в лесу бывают часто поедены, значит, кто-то полечился, остался в живых.

Природа земли едина, и каждого человека касаются её беды. В результате ли изменения климата гибнут реки, исчезают животные, растения? В этом виноваты и мы с вами. Задумайтесь. Как мы будем жить без животных и растений: они представляют практическую, эстетическую, научную ценность, а значит, люди должны сделать всё, чтобы более не допустить исчезновения ни одного вида растений или животных. Наша общая задача - сберечь планету.

Давайте не будем: Бросать что-либо в водоёмы - это недопустимо. Реки, озера - это место обитания многих животных и растений. Нельзя превращать их в кладбища всякого хлама только потому, что под водой нам не видно всё это безобразие. Водоёмы - это жизненное пространство рыб, беспозвоночных и микроорганизмов, а также птиц и зверей.

Сжигать полиэтиленовую плёнку и пластиковые бутылки. В воздух попадают очень вредные вещества, образующие при горении, даже малые количества которые могут влиять на здоровье человека и животных. Кроме того, в золе остается смола, которая не разлагается естественным путем. Выбрасывать мусор в леса, луга, поля.

Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной только одна,

Для жизни она нам дана!

библиотекарь Кугальской СБФ Яранской ЦБС

Это пришло из детства. Как дань воспоминанию...

Летнее теплое утро. Ласковый вечер. Я бегу по тропинке к реке босиком. Тишина. Взбираюсь на горку. А там шумят березы. Хочется прижаться к ним и стоять так долго-долго и слушать шелест листвы. Они успокаивают, дают силы. Отяжелевшие за ночь листья деревьев, сбрасывают росинки. За горкой уходят к реке луг. На траве в лучах открывшегося солнца сверкают алмазные капли. В самом конце луга, возле реки, «живет» черемуха. Чтобы добраться до нее, нужно пройти по густой траве, которая скрывает тебя вместе с макушкой. Запыхавшаяся, обрызганная росой, но счастливая я сижу на черемухе. Вкус той сладкой черемухи навсегда остался в памяти. Удивительно красивое место. Было...

Нет давно уже той деревни и этого уголка природы, только память.

Почему же мы не сберегли его? Осталось очень сильное то давнее детское воспоминание и невольно возникает желание общения с природой. Ведь без общения с природой не может жить человек. Это счастье.

Чтобы не лишать этого счастья других, чтобы не только мы, а наши внуки и правнуки смогли увидеть красоту природы и я бы хотела своим детям показать любимый уголок природы, но, увы...

Сегодня говорить об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, а об ее спасении.

Имея такое богатство, такое чудо, как книга, мы, библиотекари, просто не имеем права не уделять внимание экологии человека, не бить причастными к его духовному возрождению.

В энциклопедическом словаре «экология» переводится, как дом, жилище плюс наука об отношении сообществ между собой и окружающей средой.

Я думаю, что в первую очередь нужно начать со своего места обитания, со своей комнаты. Создать уют дома, вокруг дома, а также на рабочем месте. Так же уделить себе хоть чуточку внимания - как говорится: «В человеке должно быть все прекрасно».

Я бы сказала еще так: «В человеке должно быть все экологически чистым». Жажда чистоты является проявлением положительного, активного отношения человека к жизни. Тревогу вызывает не только состояние окружающей среды, но и сам человек, его внутренний мир, то, что можно назвать «экологией человека».

Это направление вызывает остро направленный интерес у читателей всех возрастов и категорий, и я охотно иду навстречу в удовлетворении этого интереса.

Нередко члены семейного клуба «Иван да Марья» сами выступают инициаторами мероприятий экологической направленности, отдают им предпочтение.

Нужно продумывать циклы мероприятий по работе с семьей. Ведь формирование личности в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются.

Готова ли современная семья к формированию и развитию экологической культуры у детей? Готова, если не нужно допускать наукообразие, монотонности, поучающих нотаций, нагромождения цифр. Интерес может держаться только эмоциональностью подачи материала, его готовностью к диалогу. Здесь особо велика роль неожиданных примеров, личного опыта.

Всегда ли в наши дни ребятам дается возможность проверить себя в близком общении с природой, причем в общении не на праздничном лоне природы, а в том рабочем и деловом?

Я считаю, что труд на земле определяет отношение между человеком и живой природой. Например, сельский подросток не умеет запрячь лошадь, по той причине, что лошадей только на картине видят. Мне кажется, что наши дети чем-то обделены и будет ли для них полной и радостной жизнь на земле.

Известно, что Сухомлинский утверждал, что «человек станет тем, кем он станет до пятилетнего возраста». Основные черты характера формируется в первые годы жизни, поэтому и основы правильного отношения к природе должны закладываться именно в это время.

На первом месте во вспомогательной работе должны быть гуманистические мотивы охраны природы, развивающие чувство добра и заботы о животных.

Научить детей не рвать и не давить насекомых, потому что они живые - с этого начинается экологическое воспитание нового отношения к природе. Больше вести наблюдений за живой природой, любоваться ей.

Природа - это источник прекрасного. Художники, музыканты, поэты, писатели дают нам богатый материал в этом отношении, который мы должны использовать, как можно шире. Особое значение для экологического воспитания приобретает пересмотр взгляда на детский труд в природе.

Уровень экологического воспитания человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природе, а тем как он выполняет эти правила.

При подготовке массовых мероприятий очень важно уделять внимание русской литературе с ее идеалами, гармонией, нравственной чистотой. Общение с природой является одним из условий формирования положительного героя. В творчестве современных писателей тема природы приобретает нравственную окраску. Она перерастает в тему человеческого долга, ответственности за судьбу наших рек, озер, за сохранность сложившегося равновесия сил.

В работе с литературой по экологии нужно подходить творчески, чтобы было что-то новое, интересное, полезное и необычайное. Весь материал должен быть оформлен и подан красиво и со вкусом, чтобы у писателей появилось желание вновь пройти в библиотеку и пообщаться на эту тему.

,

библиотекарь МОУ СОШ №2 г. Мураши

Источник человечности

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание великое дело; им решается участь человек»

(В. Белинский)

Ещё совсем недавно яростно спорили сохранение природы - это какая проблема - экономическая, инженерная, эстетическая, педагогическая?

Теперь ясно: прежде всего, это проблема моральная, нравственная, воспитательная.

Я думаю, надо закладывать моральную, нравственную, воспитательную позицию жителя земли как можно раньше, чтобы дети учились и следовали законам добра, понимали и чувствовали красоту и неповторимость жизни и поднимались на её защиту. А жизнь - это крохотный малёк в реке, это синичка, выклёвывающая кусочки сала подвешенного ей заботливой рукой, это и чистота озёр и рек, прелесть полей и красота лесов...

Закреплять добрые чувства детей к животным и птицам и гасить в самом начале возникающие задатки жестокости, пока они не разрослись - дело семьи, детского сада, школы и тем более библиотекаря.

Роль детской литературы о живой природе станет первостепенной, если библиотекарь будет прививать любовь к книге не по казённому, с душой, с любовью будет читать малышам, а потом живо и доступно обсуждать с ними рассказы и стихи о бессловесных друзьях человека - животных. Библиотекарь должен идти навстречу переживаниям детей и только тогда они захотят связывать литературу с жизнью.

Но в жизни (к сожалению) есть и другие примеры, когда среди нас похаживают уверенные в безнаказанности взрослые изверги и выращенные ими великовозрастные болваны, измывающиеся над домашними животными. Такие люди оторвались от природы и возомнили себя богами. Такое воззрение никогда не принесёт добра. С ним надо бороться. Бороться и словом и делом в интересах детей.

В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Первостепенная роль привития любви к природе идёт от писателей, а нам библиотекарям надо только уметь хорошо пользоваться арсеналом экологической литературы.

УЧИТЕЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЖАНРА:

КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ, чьи сказки рассказы - о той радости, которую даёт ребёнку и взрослому чуткость ко всему живому, и о том, как много теряет человек, такой чуткости лишённый.

МИХАИЛ ПРИШВИН, тайновидец леса, нашедший общий язык со всеми лесными обитателями. Раскрывающий «правду вековой суровой борьбы людей за любовь».

ВИТАЛИЙ БИАНКИ, который, по его собственным словам, всю долгую жизнь бродил по родной земле в поисках жар - птицы. Создатель «Лесной газеты.

ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН, поэт маленьких зверят, художник и писатель в едином лице, чьи обаятельные рассказы о зверятах и насыщенные юмором рисунки сливаются в нерасторжимое единство.

НИКОЛАЙ СЛАДКОВ, пропагандирует фоторужьё, с ним ты сказочный великан , стреляешь, но не убиваешь, берёшь, но не трогаешь, уносишь, но оставляешь - Если эта горячая похвала безоружной охоте дойдёт до сознания читателей, можно надеяться, что они вырастут нравственно.

Отрадно, что среди литераторов - природоведов становится всё больше и больше, которые идут вслед за учителями.. Писатели - природоведы открывают читателю пути познания ПРИРОДЫ, учат любви и привязанности к ней, мужеству в её защите, дают понять, что человек часто бывает виноват перед природой.

Мы должны говорить, писать, бить в набат, объяснять, сделать всё возможное, чтобы дети больше читали, а хорошая книга воспитает справедливый гнев ребят против проявления бескультурья и бесчувственности по отношению к животным.

Удивительно, что современные родители опасаются слёз у ребёнка, если рассказ или стихотворение заставляет маленького читателя заплакать, мол вредно сказывается на нервах. Чушь какая! Жалость и сочувствие ко всему живому - основа ЖИЗНИ.

Давайте вспомним фильм по книге Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Посмотрев фильм, и взрослые и дети выходят со слезами на глазах, но есть и такие, у которых фильм не тронул ни одну человеческую струну его души, значит можно уверенно сказать, что мимо этого человека в детстве прошли мимо и тургеневская Муму и чеховская Каштанка.

А Муму и Каштанке можно поставить памятники - за сотни тысяч сердец, которые они воспитывают уже не одно десятилетие. Памятник можно поставить и «Белому Биму» за добро, которое он разбудил в миллионах сердец.

А для чего это нужно?

А для того, чтобы всегда были зима и лето, весна и осень, белый хрустящий снег и чистые реки, звери в лесу и рыба в воде.

Человек, которого мы воспитываем, должен быть добрым.

ИСТОЧНИК ЧЕЛОВЕЧНОСТИ - это сила, храбрость, доброта.

Хотелось бы, чтобы мои читатели обрели неповторимое чувство преданности родной Земле, которое каждому придаёт силу и рождает чувство вины перед Природой за неблагоприятные поступки.

И хочется закончить своё выступление обращением ко всем людям Земли:

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним-

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.

зав. Коршикской СБФ Оричевской ЦБС

«Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поем ей гимны и славословим. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение».

В. Белов

Наш самобытный Вятский край привлекает своей исконно русской красотой, бескрайними просторами лугов, полей, необычайной прелестью лесов каждого, кто когда-либо с ним соприкоснулся. Здесь много красивейших, нетронутых уголков природы.

Кому-то она может показаться скромной и неброской, для меня она единственная! У всех, кто родился на Вятской земле, эта Малая Родина всегда живет в сердце. Это самое дорогое для моих земляков и для меня.

А сейчас давите мысленно посмотрим на нашу планету из космоса. Мы увидим нашу единственную и неповторимую планету Земля. Она представляется нам маленьким, незащищенным шариком, и чувство гордости за могущественную силу природы сменяется чувством тревоги за ее судьбу.

Страшно сознавать, что от невежественного вмешательства человека в дела природы исчезают с лица земли реки, загрязняются моря, вырубаются леса - легкие этого сложного организма.

Экологическая обстановка на нашел планете становится критической, и природа уже достигла той черты, при которой она перестает восстанавливаться.

А сейчас я приглашаю вас на заочную экскурсию по нашему Вятскому краю. ДАВАЙТЕ ЗАГЛЯНЕМ В ЭТИ ЧУДЕСНЫЕ ЛЕСНЫЕ ГЛАЗА!

В лесу у рыси нет достойных врагов. Слегка повернув голову с кисточками на ушах, вслушивается она в лесные шумы и шорохи. Малейшее подозрение – и толстые мягкие лапы унесут ее с опасного места. Взгляд у рыси небезобидный – хищник все-таки, но посмотрите, какой он спокойный.

А эта лисичка вышла на охоту. С радостным удивлением смотрит она на окружающий зеленый мир. Время летнее, созревают травы и всегда можно кого-то словить себе на обед. Но вот лисичка увидела что-то необыкновенное. У нее даже язык загнулся кончиком вверх от удивления, а меховой убор головы так и замер в радостном возбуждении. В жизни бывает чему удивляться.

Я приглашаю послушать нашу майскую ночь. Слышите? Прямо за одворицей, на крохотном озерке, заросшем ивой, горланят лягушки: «Бре-ке-ке». В этот стройный земноводный хор почти гармонично вплетается скрип коростеля. Он затаился где-то поблизости, на самом бережку водоема и неумолчно подает свой голос. Прислушайтесь, и вы поймете, что звуки этой птицы совсем не одинаковы, а имеют множество оттенков, в них можно уловить и нежность, и призыв, и страсть, и угрозу, и что-то еще такое, от чего сильнее бьется сердце.

На другом берегу загадочной речки, где глухой старый бор уходит к самой воде, страшно ухнул филин. То ли от одиночества, то ли пугнуть кого захотел, то ли самому вдруг стало не по себе.

Дальше в лесном урочище до самой темноты боботали зайцы-беляки. И когда еле-еле забрезжил рассвет, в темном небе заблеял «барашек». Это бекас-жених завораживает свою подружку. Красивые вибрирующие звуки доходят до самого сердца самочки.

А взгляните-ка на ночное небо. Оно только по началу кажется черным. Потом вы увидите на черном бархатном небе одну, другую, третью и много-много маленьких фиолетовых и зеленых звезд, кажется, что они не падают, не мерцают, а таинственно смотрят на нас из космических далей и наказывают: «Люди, наслаждайтесь жизнью, любите бесценно дорогую природу, дарящую счастье. Не ссорьтесь!».

Продолжим нашу заочную экскурсию по Вятскому краю.

А вот и Оричевский район, поселок Мирный - тринадцатый район, охарактеризованный военными как наименее социально активный. Здесь сосредоточено 17 процентов от всех запасов ОВ России. Запретная зона, колючка, охрана с автоматами наперевес. А в центре полигона - в черном дыму военные в противогазах, словно черти в аду, помешивают жутковатое варево в громадных котлах. Уже в далекие 50-е годы мирнинцы часто слышали взрывы… Это уничтожались вышедшие из строя фугасные бомбы, термитные авиазапасы, в том числе, возможно, и химические.

Многие жители стали невольными жертвами последствий этих операций. Кто-то нанюхался и лежал несколько дней в каком-то странном забытье. Кто-то вдруг натыкался на колючую проволоку в лесу и грозные надписи: проход запрещен.

У бывшей деревни Лопата находится одно из красивейших озер области - Лопатинское, памятник природы областного значения, пострадавшее от действий военных. В 1996 году озеро обнаружили почти мертвым и стали искать причину.

Как выяснилось, в болото, что в 2 км от озера, были слиты какие-то отравляющие вещества. В течение года яды через подземные воды просочились в озеро и погубили все живое в нем. Озеро стало совершенно безжизненным. Местные жители теперь в нем даже белье не полощут – вода плохая. Лес вокруг варварски вырублен, а ведь когда-то оно было сказочно красивым.

А сейчас, уважаемые экскурсанты, ВЧИТАЙТЕСЬ В ЭТИ СТРОКИ. Учеными разработан способ контроля за биологическими объектами.

Голубая лягушка, асимметрия черепа, позвонка, лапки лягушонка - все это следствия химического токсина. Если в колодце обнаружите «кривую» дафнию - можно сказать, что данный биологический вид здесь жить не может. А где не может жить дафния, там не может жить и человек. Не может, но живет…

В Ярославской области , там где разлили ракетное топливо, появились лысые зайцы, волки …. и даже дети, в Курганской области в 6 раз подскочила детская смертность, а там ничего, кроме химбазы, нет.

Такие вот жестокие опыты. Военные как подходят: если по здоровью населения будет видно влияние арсенала, тогда мы отреагируем. Слишком поздно!

Помните, в старом мультфильме «Паровозик из Ромашкова» паровозик говорит замечательные слова: но ведь если мы не увидим рассвета, мы опоздаем на целую весну. Как бы нам не опоздать, не утратить эту возможность - возможность просто поваляться на траве, походить по ней босиком, подышать чистым воздухом, искупаться в ледяной прозрачной воде. Чтобы сильно билось настороженное сердце, приостанавливалось дыхание. Нет, не от страха, от радости, что жизнь продолжается, и ты в ней занимаешь достойное для тебя, человека, место.

Ради таких минув счастья и гармонии со всем окружающим к живет, наверное, человек на планете Земля. Но если мы лишимся бобра, плещущегося в речной запруде или звонкой трели соловья, выводящего свои рулады, мы лишимся чего-то важного, без чего окружающий мир сразу потускнеет, потеряет свои яркие краски. Да и сами мы будем уже другими, став намного беднее от потери красоты, которую не купишь ни в одном фешенебельном магазине.

Уважаемые экскурсанты, наша экскурсия подошла к концу.

Библиотека располагает большими средствами в приобщении человека к экологической культуре. И одно из них - книга.

В наших фондах есть книги замечательных писателей В. Астафьева, Васильева, Ч. Айтматова, которые поднимают проблему взаимоотношений человека и природы. В своих произведениях писатели обращаются прежде всего к каждому из нас. Задача библиотекаря донести до читателя это обращение, напомнить, что человек и природа - понятия неотделимые друг от друга. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель.

Вот поэтому и считается приоритетным это направление библиотечной работы. Библиотекарь своей работой должен постоянно напоминать читателям, что они в ответе перец теми, кто жил на этой земле, а еще больше перед теми, кто будет жить на ней, после них самих.

Писатели как бы призывают нас: «Люди, остановитесь и оглянитесь! с чем вы придете в новый век...»

директор Лузской ЦБС

«Почему и как нужно учить экологии»

«Наука любознательна,

невежество любопытно»

из «Толкового словаря...» .

Понятие «экология» повсеместно вживается в наше сознание.

Сегодня в это понятие вкладывается значительно более широкое содержание, её границы задвинуты далеко за рамки биологической дисциплины. Это и «социальная экология» и «инженерная экология», «политическая экология», «экология культуры» и прочее. Дискуссии по поводу объекта изучения экологии продолжаются, хотя само понятие «экология» существует на протяжении 130 лет.

Потому что спектр экологических вопросов, проблем, затрагивает, прежде всего человеческий фактор, потому что человек - его образ жизни, его судьба - также неотделим от окружающей среды, его взаимоотношение с природой, воздействие на природу в процессе жизнедеятельности, прежде всего производственной деятельности, его проявляющейся элементарной экологической безграмотностью , как управляющего звена, - вот потому и нужно учить экологии.

Важная роль в этом отводится экологическому образованию и воспитанию. По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности.

Отсюда следует, что экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.

Знание экологических законов, правил, теорий, понятий, научных факторов;

Практическая деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем;

Эмоционально - эстетическое восприятие природы, художественных образов её выражения и отношение человека к ней.

Азы экологического воспитания и образования должны закладываться с ранних лет. Этим вопросом вплотную необходимо заниматься министерству образования России и решить вопрос о включении предмета «Экология» в школьную программу, развернуть процесс экологизации содержания общего образования.

Конференция ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) провозгласила десятилетие гг. «Десятилетием образования в интересах устойчивого развития»

Собирается ли Россия принять участие в этих усилиях международного сообщества? Идёт ли она в ногу с мировым образованием? Об этом другой разговор.

О теме: Природа всегда давала человеку красоту, гармонию и благодатные условия для жизни. А что дает человек природе? Сочинение на тему рассуждение о безрассудном и халатном отношении человека к ресурсам природы.

Экология и человек.

Оглянитесь вокруг себя. Прямо сейчас, внимательно посмотрите в окно. Что видите Вы? Лазурное голубое небо над головой, яркое солнце, которое светит нам каждый день, белый искристый снег…

Если вглядеться в природу, то, что нас окружает, создано идеально и гармонично, вокруг настоящая красота, которую мы порой за пеленой серых будней даже не замечаем. Все кажется для нас абсолютно обычным и банальным. Мы живем в идеальных и благодатных природных условиях, и заботится об этом матушка - природа. Подумайте вот о чем, ведь она нам дала все, абсолютно все, что необходимо для жизни: воздух которым мы дышим, воду которую мы пьем, солнце которое дает всему жизнь, вес, что нас окружает, те же дома, одежда и еда - это все благодаря ней. Она постоянно дает, дает, дает нам, заботится о человечестве как настоящая любящая мать, которая все готова отдать любимым детям. Стоит задуматься, а что же мы делаем в ответ? Чем мы отвечаем на ее заботу?

Давайте мысленно перенесемся далеко назад, когда не было заводов, фабрик, машин, компьютеров, высотных зданий и всего того, без чего наша жизнь сейчас кажется просто невозможной. Тогда, люди не знали о том, как добывать нефть, уголь и другие полезные ископаемые, которые сейчас безжалостно выкачиваются из Земли с невообразимой скоростью. Именно тогда человек с благодарностью относился к природе, к растениям и животным которые его окружали. Он заботился и с благодарностью принимал ее дары. А сейчас, что мы наблюдаем в нашем 21 веке?.

День за днем Земля все больше и больше опустошается, отдавая человечеству свои богатства. Каждый день выкачиваются миллионы тонн нефти, природного газа, угля, торфа и других полезных ископаемых. Человек просто безжалостно пожирает их, а ведь они не вечные! Каждый, каждый день строятся заводы и фабрики, которые отравляют атмосферу, выпуская в воздух миллионы тонн загрязняющих веществ, не задумываясь при этом, что тем самым мы роем себе яму. Загрязняется не только воздух. Сколько рек, озер, водоемов и морей стало жертвой выбросов ядовитых отходов. Взять, например, озеро Байкал. Это самый животрепещущий пример человеческой халатности.

Зачем? Зачем убивать то живое что находится рядом с нами? Представьте себе, что Вы однажды проснетесь, а на улице не будет светить яркое солнце, небо будет затянуто тучами, зелени не будет никогда, все вокруг будет серым и страшным, некуда будет поехать отдохнуть в отпуск, просто не будет всей той красоты, которой мы можем наслаждаться. Не впечатляет, правда же? Так зачем своими руками уничтожать свой родной дом? Подумайте о дальнейшем будущем о следующих поколениях. Сразу и в один миг невозможно изменить мышление миллиардов людей. Но если каждый будет задумываться о том, чем мы благодарим нашу кормилицу, мать - природу, менять свое отношение к окружающей нас красоте, возможно что-то и изменится. Нельзя думать: «Мне это не нужно, пускай экологи заботятся об этом», это не так. Их мало, и они не могут полностью предотвратить весь вред, нанесенный природе. Нужно чтобы каждый начал с себя, сегодня, сейчас!



Похожие публикации