Литературоведческое исследование на тему "Вся жизнь в поэзии" (По творчеству Н.И.Рыленкова). Я не забуду никогда о нём

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ярцевская средняя общеобразовательная школа»

Смоленской области



подготовила

учитель начальных классов

Коляда Елена Владимировна

г. Ярцево

2012

Тема урока: Русский поэт, прозаик, переводчик, один из основателей смоленской поэтической школы, Николай Иванович Рыленков».

Цели урока:

Познакомить учащихся с земляком – Николаем Ивановичем Рыленковым;

Задачи урока:

сформировать представление о месте рождения, жизни и творчестве знаменитого поэта Н.И.Рыленкова;

показать, как чтят потомки Н.И.Рыленкова;

воспитание на национальных традициях русского народа;

формирование гражданина-патриота;

прививать устойчивый интерес к истории своей малой Родины;

развивать такие познавательные процессы учащихся, как речь, память, мышление, внимание, воображение и умение производить самоанализ и самооценку.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: компьютер,мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, учебник «Азбука Смоленского края». Часть 2. Мир истории.

Дидактические материалы : презентация учителя

Ход урока

    Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

    Проверка домашнего задания. Работа в группах.

Фронтальный опрос по заданию 54 на стр.142

    Сообщение темы и целей урока.

«Теперь, когда у меня поседела голова, я твердо знаю, что если мне удалось сказать, хоть какое-нибудь слово о природе так это потому, что я с детских лет ходил за плугом, а в юности умел посеять ниву».
Н.И.Рыленков

Как вы понимаете эти слова?

Сегодня мы познакомимся с великим русским поэтом Николаем Ивановичем Рыленковым.

Что вы знаете о Н. И. Рыленкове?

    Изучение нового материала.

Послушайте стихотворение о Н.И.Рыленкове (Читает ученик)

Он понял: мир огромней Ломни.
Знал: тяжелей серпа строка.
Он столько пережил и помнил –
Теснились годы и века.
Он видел тысячи оттенков
Поверх житейских передряг.
Не по Запольной шёл Рыленков,
Шёл по России наш земляк.
Простая палка, будто посох.
Берет, надвинутый на лоб.
Купается в рассветных росах?
Дорогу ищет между троп?
Быть может, слышит крыльев шорох?
Душа торопится туда,
Где красота в самих просторах,
Где тишь, Сапшо и Слобода.
А может быть, он слышит взрывы?
Огромен человек и мал!
Чтоб край родной вновь стал красивым,
Поэт Рыленков воевал.
Историк, лирик и философ,
Искал начала всех начал.
Не задавал другим вопросов.
Сам на вопросы отвечал.
Хотя не раз в столицы звали,
Всегда Смоленск предпочитал.
Поэта нет на пьедестале,
Но книг вознёсся пьедестал.

Посмотрите фильм о Н.И.Рыленкове

Николай Иванович Рыленков – поэт, прозаик родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевка, народное название Ломня, Корчевка Тюнинской волости Рославльского уезда Смоленской губернии (ныне Брянская область).

В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда… В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса…» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, / Как строить хаты, как сажать деревья, / В какую пору начинать посев». Судьба «упорно приучала / Ходить босым по жесткому жнивью».

Детство Коли закончилось довольно быстро. Когда мальчику было семь лет, умер отец, а еще через два года не стало мамы. Николай жил в семье дяди и много помогал по хозяйству. «Я рос в большой патриархальной семье, где работали все — от детей до стариков», — писал поэт. (Пауза)

-(Ученик читает стихотвоерние Рыленкова)

Я не играл словами, помня
И в стужу лютую, и в зной,
Что у меня деревня Ломня
Есть на Смоленщине лесной.

Там я взрастал в хлебах и травах
И всюду шёл с друзьями в ряд.
Слов неправдивых, слов лукавых
Мне там вовеки не простят.

(Продолжение фильма)

Н.И. Рыленков впоследствии вспоминал: «Стихи писать я начал очень рано, едва научившись грамоте. Потянуло меня к перу, скорее всего, от страшного одиночества и ранней сосредоточенности в себе…. Чтобы поменьше торчать на глазах у родичей, я весной, пока не нанимали мирского пастуха, охотно пас скот, а летом водил в ночное коней, ходил в лес драть лыко…. Там у меня и зародилась та любовь к природе, которая давала выход всем нерастраченным чувствам детского сердца. Там же я начал слагать и свои первые стихи». Стихи, естественно, были о природе. Так русская поэзия, овладевшая душой и сердцем деревенского паренька, позвала юношу в творческие дали».

5 классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с.Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала «Искорки». К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов. «Тюнинские годы были самыми счастливыми годами моего отрочества и ранней юности, — писал Рыленков и благодарно вспоминал Тюнино всю свою жизнь, посвятив ему не одно свое произведение. О Тюнино он писал постоянно. Любовь к родной земле дышат его стихотворения «Тюнино», «А я все чаще вспоминаю Тюнино», «Тюнинские рощи», «Все те же гущи Тюнинского сада…» и другие.(Пауза)

(Ученик и читают стихотворение Рыленкова)


Выйти в мир, широкий, как заря,

В золотом свеченье сентября.

Старый парк, аллеи вековые,
Счёт годам забывшие давно,
Где в далёкой юности впервые
Было мне задуматься дано.

Что я знал, подросток деревенский,
В стороне заброшенной, лесной?..
Только то, что ветер с поля резкий
Распахнул все двери предо мной.

Бил закат в цветные стёкла дома,
Я стоял, дыханье затая.
Барский дом! Мне сызмала знакома
Слава нелюдимая твоя!

Знать, недаром мать моя, бывало,
Долгий сказ пряла по вечерам,
Как лоза витая вразумляла
Всех, кто непокорен и упрям.

И, поклон отвесив за науку,
Об одном вздыхал мой дед всегда, —
Чтоб вовек не приводилось внуку
За наукой приходить сюда.

Внук пришёл, но дед не видел внука,
Дед не знал, что на краю села
Дом всё тот же – да не та наука,
Что его когда-то здесь ждала.

Дверь открыта, пахнет свежей краской,
Поздний луч скользит наискосок.
И гудит в опочивальне барской
Молодой учительский басок.

Я вхожу и опускаю веки,
Блики дня осеннего скупы,
Ждут меня в углах библиотеки
Старые дубовые шкафы.

Вот и день кончается недлинный,
Тень в аллеях путает следы.
Над левадой клёкот журавлиный,
За левадой — тёмные скирды.

Старый сказ досказывают липы,
Спелый лист к руке моей приник.
Спать спокойно прадеды могли бы,
Увидав меня у этих лип.

Я подрос. В распахнутых долинах
Всех моих дорог не сосчитать,
Но повсюду в кликах журавлиных
Эту осень слышу я опять.

Может быть, родиться снова проще,
Выйти в мир широкий, как заря,
Чем забыть вас, тюнинские рощи,
В золотом свеченье сентября.

(Продолжение фильма)

Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и Рыленков, шестнадцатилетний юноша уехал из деревни в Смоленск.

Здесь он поступил в вечернюю школу, одновременно посещая занятия литературного кружка при университете. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал литературное творчество.

В тогдашней губернской газете «Смоленская деревня» 14 февраля 1926 года было опубликовано первое стихотворение Н.И. Рыленкова. У поэта оно называлось «Толока». В редакции ему дали другое название «Взаимопомощь».

В 1930 году Николай Иванович Рыленков был зачислен на отделение языка и литературы Смоленского пединститута без экзаменов.

Он входит в литературную среду областного города, славного своими культурными традициями, печатается в областных журналах «Наступление» и «Западная область». А через три года вышла первая книга его стихотворений «Мой герой». Герои многих произведений поэта — наши земляки. В центре их стоит человек труда, пытливый, ищущий, деятельный, активный. В следующем году он был принят в Союз писателей России. А с 1933 по 1940 годы одна за другой выходят семь поэтических книг Николая Ивановича, в том числе «Встречи», «Березовый перелесок», «Дыхание», «Истоки» и т.д.

. В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь».

Пройдя суровую школу крестьянского труда, сам великий труженик (более тысячи стихов, повестей, рассказов было написано Рыленковым), сохранил навсегда прочную духовную связь с деревней и ее людьми. Рыленков привык измерять свой поэтический труд с каждодневными заботами крестьянства. (Пауза)

(Ученик читает отрывок из стихотворения Рыленкова)

«Я тоже в поле вырос и окреп

Шел не прохожим по родному краю

И по тому как люди ценят хлеб

Себе друзей в дорогу выбираю»

Самобытность творчества Н.И. Рыленкова состоит в том, что он создал свою поэзию, в котором воплотились неброская красота нашей среднерусской природы с ее зимней порошей и весенней грозой, теплыми зорями и щедрыми росами, летним золотом медуницы и рябиновым огнем осени. Его поэзия хранит красоту и аромат родных мест, весеннего леса, напоенного дразнящим запахом черемухи. В ней слышится звон ручья, шелест придорожного татарника, журавлиный клич, шепот осенних перелесков и деловитое бормотание весенней реки.

Рыленков создает стихи об истории Смоленска «Мастер Фёдор Конь», «Кутузов в пути», «Памятник 1812 года в Смоленске» и другие. Стихи Рыленков получают признании. С 1936 Рыленков возглавляет Смоленскую писательскую организацию.

Становясь мастером эпического жанра, пишет поэмы на темы русской истории).(Пауза)

Ребята, что нового вы узнали о Н.И.Рыленкове?

Задайте друг другу вопросы.

(Продолжение фильма)

Не дожидаясь повестки из военкомата, поэт впервые же дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем в армию. Он командовал саперным взводом, участвовал в обороне Москвы. Н.И.Рыленков почти всегда был на передовой. Он копал противотанковые рвы, строил укрепления. А по ночам в землянке, в перерывах между боями, писал стихи. Каждое новое стихотворение читалось солдатам. Я добился разрешения жить не в офицерском блиндаже, а со своим взводом.

В военных стихах Николая Ивановича Рыленкова та же доверительность, открытость и теплота, которая характерна была и для довоенной лирики поэта. Только теперь день ото дня доверительность и открытость становились более пронзительными, ибо теперь они питались чувством общности судеб — самого поэта и его лирического героя с народной судьбой. В годы войны у поэта вышло несколько книг. Среди них «Письма без адреса».

Осенью сорок третьего года Николай Иванович Рыленков первым эшелоном приехал в только что освобожденный Смоленск. Он был назначен главным редактором областного книжного издательства.

Важнейшую часть послевоенной лирики Николая Рыленкова составляют его песни. Если бы даже он не написал ничего другого, кроме этих песен, он по праву входил бы в число наиболее самобытных современных лириков. Эти песни, по сути, уже ставшие народными «Ходит по полю девчонка», «То ли гречка цветет, то ли речка течет», «Под окном шумит рябина», «Мы с подружкой жили дружно», «Мне не жалко полушалка», «Отцвела черемуха», «Зазывная», «Край глухариный» и другие. В 1946 Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода» (Смоленск).

-Прослушайте песню «Ходит по полю девчонка»(Пауза)

Ученик читает стихотворение Рыленкова

Свет солдатских костров

Как могут эти дни забыться,

Когда на просеке лесной

Мы пили воду из копытца,

Смывая с губ засохший зной.

Качалось небо в пятнах алых,

Мы оставляли на привалах

Зарытых наскоро друзей.

Кто знал такой разлуки горше?

В ней вся глухая скорбь земли. …

От Минска, Витебска и Орши

Из окруженья шли и шли.

Не знали, близко иль далече,

Но знали — надобно идти,

Взвалив на согнутые плечи

Все, что пережито в пути.

Пусть замутились рек истоки,

В крови пожухшая трава,

Но солнце всходит на востоке,

И, значит, родина жива.

1941

(Продолжение фильма)

В послевоенные годы Н. И. Рыленков уверенно заявил о себе, как о прозаике. В 1954 году он написал повесть «У разоренного гнезда», затем появляется «Великая Росстань» — повесть о восстановлении родного города после оккупации.

В 1955 году в Смоленском книжном издательстве выходит повесть «На Старой Смоленской дороге», в которой изображены события 1812 года, связанные с битвой за Смоленск и с развернувшимся партизанским движением широких народных масс против французского нашествия. В конце 50 — первой половине 60-х годов появляется самое крупнее прозаическое произведение Н. И. Рыленкова - трилогия; «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Это поэтический рассказ о становлении творческой личности в сложной обстановке после революционной русской деревни.

Н.И.Рыленков вошел в историю поэзии как певец русской природы, русской истории, как создатель напряженной лирики раздумий.

Долгие годы возглавлял Николай Иванович Смоленскую писательскую организация (1946 – 1964). Он постоянно помогал молодым писателям, заботливо направляя литературную жизнь области.

Свой оригинальный вклад Н.И. Рыленков внес в критику и литературоведение. В своих статьях, посвященных М. Исаковскому, С. Есенину, И. Никитину, А. Твардовскому, И, Тургеневу, К. Рылееву, М. Горькому Н. И. Рыленков как всегда верен себе, своему художественному миру, верен одним и тем же принципам, которые утверждал своим творчеством как писатель.

Во второй половине шестидесятых годов он с энтузиазмом включается в борьбу за сохранение на Смоленщине памятников культуры.

За свою жизнь поэт издал более 40 поэтических сборников и прозаических произведений.

Книга «пчела» В этой книге представлены тридцать лучших стихотворений Николая Ивановича Рылéнкова (1909 – 1969). «Пчела» – название авторское. Поэт задумал такую книгу. По примеру рукописной «Пчелы», распространенной в древней Руси, его книга должна была содержать притчи, афоризмы, исторические анекдоты, размышления на темы морали. Работу Рыленкова над «Пчелой» остановила смерть. Настоящее издание выходит в свет к столетию со дня рождения поэта. В нем сделана попытка воссоздать его замысел. Рыленков тщательно работал над своими стихами. В этой книге приведены факсимиле автографов ряда стихотворений, позволяющие до известной степени составить представление о творческой мастерской поэта.(Пауза)


(Ученик читает стихотворение Рыленкова)


На окне огоньки герани.

Герань ты моя, герань.

Синий взгляд мою душу ранит.

Не рань ты ее, не рань.

Если вправду гроза нагрянет, –

Нагрянь поскорей, нагрянь…

На окне огоньки герани.

Герань ты моя, герань.

Продолжение фильма.

Николай Иванович Рыленков умер 23 июня 1969 года в г. Смоленске.

Память талантливого земляка смоляне увековечили, назвав его именем одну из улиц города, две школы (в Смоленске и Тюнине), библиотеку в городе Рославле. Стихи поэта выбиты на камне у крепостной стены в сквере Памяти Героев и на памятнике Скорбящей Матери в Реадовском парке. А самое главное – живут его чудесные стихи и проза.

В селе Тюнино создан музей поэта. В нем хранятся воспоминания селян о Николае Ивановиче. На мемориальной доске его почерком из письма к землякам воспроизведены слова: «Поклонитесь от меня и милому моему сердцу Тюнину».

В Тюнино проводится ежегодно праздник поэзии, посвященный Н.И. Рыленкову. Последние годы этот праздник проводится 12 июня. Приезжают поэты и писатели из Брянска и Смоленска. На празднике звучат стихи и песни Н.Рыленкова, воспоминания родных и друзей поэта. Проводятся конкурсы на знание творчества поэта, конкурсы литературно-музыкальных композиций по его стихам.

Поэзия Николая Рыленкова несёт нам образ Родины. Она помогает душе очнуться от беспамятства, открывает слуху голоса живой жизни, а глазам дали родного пространства.

Поэзия Николая Рыленкова способствует сохранению в нас отечества и поэтому вправе рассчитывать на наше внимание и нашу любовь.

    Закрепление и обобщение изученного.

Выполним задание на стр.149

    Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Н.И. Рыленкова о природе.

    Рефлексия.

— Выскажите своё мнение о Н.И.Рыленкове

Оцени свои успехи за урок. Выставление оценок.

Список использованной литературы

1. С.А.Болотова. Азбука Смоленского края. Ч.2Мир истории -Смоленск, 2004


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Источники изображений и информации:

http://er3ed.qrz.ru/rylenkov-gallery.htm

http://www.roslavl.ru/history/favorit/rilenkov.htm

http://www.livelib.ru/book/1000121514

http://www.rkg-paradigma.ru/?mod=1042

&action=search_alpha&letter=243&page=4

http://www.sovetnikprezidenta.ru/95/1

http://www.laidinen.ru/

http://www.rabochy-put.ru/photogalary/6812-v-

smolenske-otkrylas-vystavka-

posvjashhennaja.html

http://philatelia.ru/classik/stamps/?id=17879

http://www.magenta-l.ru/rbooks_base.php?page=5&num=10

http://foto-planeta.com/

http://www.libex.ru/?cat_page=0&pg=16517

http://nasledie.smolensk.ru/pkns/index.php?

option=com_content&task=view&id=701&Itemid=125

&limit=1&limitstart=1

http://all-gazettes.narod.ru/cccp.files/31.htm

http://rudocs.exdat.com/docs/index-244343.html

roslavl2.narod.ru›Stati/biblioteca/antologia…

http://www.rognedino.ru/

http://forum-history.ru/showthread.php?

s=a61229c9437b7e3ba8f895deb93f8a30&t=547&page=48

http://pomnimsmolensk.narod.ru/doski/064.htm

http://otvali.ru/photos/vojna_svjaschennaja_foto:19458.html

http://www.roslavl.ru/poselenie/roslavl/gorod/gorod15.htm

rexstar.ru›content/id37871

http://pomnimsmolensk.narod.ru/doski/084.htm

Николай Иванович Рыленков ()






1. Где и когда родился поэт? Ответ: Смоленская губерния, 1909 год 2. В какой атмосфере прошло детство? Ответ: Трудности сельской жизни. Личное горе. 3. Что способствовало развитию поэтических способностей? Ответ: Отец – грамотей и книголюб (в доме звучали стихи). Приобщение к литературе (выпуск школьного журнала) 4. Каков творческий путь? Ответ: Основное направление – поэзия, причём музыкальность делает стихи песнями, но и проза, публицистика.


Где и когда родился поэт?Смоленская губерния, 1909 год В какой атмосфере прошло детство?Трудности сельской жизни. Личное горе. Что способствовало развитию поэтических способностей? Отец – грамотей и книголюб (в доме звучали стихи). Приобщение к литературе (выпуск школьного журнала) Каков творческий путь?Основное направление – поэзия, причём музыкальность делает стихи песнями, но и проза, публицистика.


О каких особенностях русской природы написал Рыленков? С помощью каких эпитетов поэт рисует её своеобразие? Что помогло поэту открыть эти особенности? Объясните смысл слов «увидеть» и «всмотреться», «услышать» и «вслушаться» Какие ещё приёмы удалось обнаружить?


Государственное казенное общеобразовательное учреждение

"Волжская школа-интернат"

Подготовила и провела:

учитель русского языка и чтения

Парфенова Е.А.

г. Волжский

2016

Тема: Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся со стихотворением Н. И. Рыленкова «Весна без вещуньи-кукушки…

Задачи:

Образовательные: развивать навыки выразительного чтения стихотворения; отвечать на вопросы по тексту стихотворения; рассуждать; развивать творческие способности учащихся;

Развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание; мышление(анализ, синтез, сравнение, обобщение); интонационную выразительность голоса; устную связную речь учащихся, пополнить словарный запас; коммуникативные навыки поведения на уроке.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, расширять кругозор учащихся.

Коррекционные :

формирование целостного восприятия литературного произведения и развитие способности эмоционального выражения собственного отношения к нему.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоматериал, мр3 материал, книга для чтения под редакцией Аксеновой А.К., «Просвещение», 2006.

Ход урока.

I .Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Сегодня к нам на урок пришли гости, наши уважаемы и любимые учителя. Давайте повернёмся к ним и обменяемся с ними улыбками.

А какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе. Уважаемые гости, тоже могут показать нам своё настроение.

Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы он принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, прилежность.

II . Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы.

- Какое произведение изучали на прошлом уроке чтения?

Стихотворение «Деревья»

Николай Иванович Рыленков.

- Посмотрите на картины с изображением детей. Какие картины подходят к данному стихотворению и почему?

3 картина. На ней изображён грустный мальчик, который сидит в лесу. Николай Рыленков очень рано остался без родителей и жил с братом в семье дяди. Там они были лишними, никому ненужные. Чтобы поменьше торчать на глазах у родичей, Николай нанимался пасти коров, гонять в ночное время лошадей. Уходя в лес он разговаривал с берёзами и клёнами, они стали для него семьёй.

2.Выразительное чтение по цепочке.

(Рыленков И. Н. «Деревья»)

III .Речевая разминка.

-Чтобы наша речь была четкой и внятной необходимо регулярно тренировать свой речевой аппарат .(чтение скороговорки: тихо – медленно, громче - быстрее)

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

IV . Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Загадка.

- Чтобы перейти к теме нашего урока отгадаете загадку.

Живёт в лесу Артистка.
Известная солистка.
Примостилась на суку
И поёт: «ку-ку, ку-ку»
(Кукушка)
В. Стручков

- Как вы догадались, что это кукушка?

2. Определение темы урока.

- Какое время года наступило?

-Представьте себе, что мы живём в далёком древнем мире, где нет календарей. Как мы узнаем о приходе весны?

Послушайте отрывок из стихотворения Афанасия Фета «Кукушка»

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то, вдали от опушки,
Будто бы слышно: ку-ку.

Афанасий Фет.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Николая Ивановича Рыленкова.

- Может кто-то из вас уже догадался о ком и о чём будет стихотворение.

Стихотворение будет о кукушке и весне.

- Весна – самое долгожданное время года. Природа стремительно пробуждается от зимнего сна, птицы поют о приходе весны. Поэты часто пишут о весне.

3. Постановка цели задач:

Какие цели мы должны поставить перед собой:

1.Познакомиться со стихотворением Николая Рыленкова.

3. Провести анализ стихотворения.

IV . Актуализация знаний.

1. Прогнозирование по заголовку.

Откройте учебники на странице 232

Прочитайте первую строку в стихотворении и ответьте, о чем может идти речь в стихотворении Николая Рыленкова.

«Весна без вещуньи-кукушки»

Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?

Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?

V . Первичное восприятие текста.

1. Словарная работа

- В первой строке стихотворения поэт называю кукушку вещуньей. Как вы думаете, что означает это слово?

Вещунья - предвестница, предсказательница.

2. Чтение стихотворения учителем под сопровождение музыки.

V I . Проверка первичного восприятия текста.

1. Беседа:

- К какому жанру относится это произведение?

ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

- Мы правильный сделали прогноз по первой строке стихотворения?

- Понравилось ли вам произведение?

-Какое настроение нам хотел передать поэт?

Беспокойство, страх и одновременно радость, уверенности.

- О какой народной примете вы узнали из этого стихотворения?

Кукушка оповещает, что пришла весна и больше не будет холодов.

2. Кукушкины прогнозы


Очень много в народе предсказаний и примет связанно с кукушкой.

В разгар весны одновременно с ласточками, а то и чуть раньше, возвращаются в наши леса кукушки. К этому времени поля и леса покрываются первой зеленью, появляется много различных насекомых.

О своём прилете кукушка сразу же оповещает лесное население своим голосом. Первое кукование раздается в среднем 2 мая. За полвека наблюдений чаще всего кукушки прилетали в наши места между 28 апреля и 5 мая.

Для сельских жителей прилет кукушки лишний повод погадать о дальнейшей погоде, будущем урожае.

Вот только несколько из множества примет, связанных с этой птицей: «Закуковала кукушка - пора лен сеять», «Кукует кукушка на сухом дереве - к морозу», «Ранняя кукушка, до листа на дереве, - к голоду, неурожаю». Далеко не всегда и не все приметы сбываются, однако авторитет кукушки как прорицательницы и вещуньи до сих пор велик.

VI I .Физминутка

Гимнастика для глаз и позвоночника.

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

6. Сидя: руки вверх, в стороны, обнять себя руками, наклон назад. (повторить несколько раз) положить руки перед собой

VIII . Вторичное восприятие и анализ текста.


1. Чтение стихотворения по четверостишиям.

А) Жужжащее чтение

Б) Ответы на вопросы по содержанию

В) чтение отрывка вслух.


1-3 четверостишия

-С кем сравнивает поэт березки?

Берёзки-подружки

- Что не смеют сделать берёзки?

Надеть свой зелёный наряд.

- Как ведут себя растения и птицы до прилета кукушки?

Цветы боятся распуститься. Птицы не отлетают далеко от своих гнёзд.

-Почему они бояться, какие неожиданности преподносит погода?

Заморозки, снежок.

4-5 четверостишия

- Прочитайте последние два столбика стихотворения.

-О чем говорит прилет кукушки?

Закончились холода и заморозки. Пришло тепло.

- Какие чувства испытываете вы при чтении этих строк?

-Передайте при чтении радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права


IX . Творческая работа.

1.Самостоятельное упражнение в выразительности чтения стихотворения.

При чтении не забывайте делать паузы, соблюдать интонацию. Прочитайте выразительно, передав настороженность, боязнь природы в начале весны, радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права.

2. Чтение стихотворения под музыку.


X . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Стр. 232, выразительное чтение стихотворения

Вопрос №3 стр. 233

XI . Итог урока.

-С каким стихотворением познакомились?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.И.Рыленкова «Весна без вещуньи – кукушки»…

- Какое настроение у вас появилось после прочтения стихотворения?

-Удалось ли вам добиться целей урока?

XII . Рефлексия. Выставление оценок.

У вас на столах лежать берёзовые листочки. Если урок вам понравился, и было интересно, прошу вас и наших гостей взять листочек и помочь одеть берёзку в зелёный наряд.

Спасибо всем за урок.

- Кукушкины прогнозы

Видео кукушка

Картинки для оформления презентации

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

по теме:

Николай Иванович Рыленков

«К Родине»

Учитель: Янушок М.Б.

МБОУ - ООШ №13 п. Черёмухи

Тип: урок изучения нового материала.

Форма урока : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель: формирование понятия «малая родина».

Задачи:

Учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа, размышлять над авторским отношением к Родине.

Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы.

Работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

Оборудование.

Портрет Н.И.Рыленкова;

Карточки со словами;

Конверты с разрезными пословицами для работы в парах (на столах учеников);

СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера;

СД запись полонез Агинского «Прощание с родиной»;

Выставка детских рисунков о Родине;

Выставка книг о Родине;

Толковый словарь Ожегова С.И., слайды,

Ход урока.

    Ор ганизационный момент.

Дети стоят и говорят слова: (Слайд 1)

Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на Земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне.

Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, давайте поприветствуем друг друга и гостей улыбкой и начнем наш урок (дети садятся).

2. Введение в урок.

А) Проблемная ситуация

Сегодня почтальон принёс нам письмо. А что в нём, давайте узнаем. А там диск, давайте его прослушаем. (СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера); (Слайд 2)

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?

Кто догадается, о чем пойдет речь на уроке?

Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус.

(К доске прикрепляется карточка красного, синего и белого цвета с определенными буквами, чтобы получился флаг России.)

Р д а и о н

Прочитайте хором, какое слово получилось?

Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине) (Слайд 3)

Б) Мотивация урока.

На доске слова эпиграфа:

Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?

Хочу начать наш урок со слов японского поэта. Еса Бусон- автор этих строк. (Слайд 4)

Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задаёт японский поэт? (ответы детей)

О каких тропинках говорит японский поэт?

1)показ слайдов (приложение).

Какие памятники изображены на слайдах?

Древнегреческий храм. (Слайд 5)

Древнерусский храм. (Слайд 6)

Биг-Бен. (Слайд 7)

Японская гора Фудзи. (Слайд 8)

Почему все эти памятники объединены? Можно обратиться к названию нашей главы.

Д . У каждого человека, где бы он ни жил, есть памятные места, связывающие его с родиной. Каждый японец знает о горе Фудзи, россияне – о православном храме, человек, живущий в Великобритании – о Биг-Бене, греки – о древнегреческом храме и т. д.

3. Сообщение темы урока.

А) Вводная беседа

У. Тропинки бывают разными – это не только железнодорожные или воздушные пути. Сегодня в течение урока мы попробуем отыскать, обозначить так называемые тропинки, ведущие в родные края, попытаемся отдать частичку душевной теплоты русской природе, родной сторонушке, м ы побеседуем о Родине, узнаем, что называют Родиной, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.

Ребята, так что же такое Родина?

Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.

Родина.1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.

- Родина бывает большая и маленькая. Какую Родину называют большой?

А маленькая родина – это какая?

Каждый человек любит свою малую родину. И куда бы ни забросила судьба, он всегда будет с любовью и нежностью вспоминать о родном крае.

Б) Показ портрета Н. И. Рыленкова. (Слайд 9,10)

Какие сведения вы нашли об этом поэте? (ответы детей).

Я рада, что вам удалось к сегодняшнему уроку собрать столько информации о Н.И.Рыленкове.(слайд 11)

4. Работа с текстом стихотворения Н.И.Рыленкова «К Родине»

Открыли учебник стр.152

1)чтение учителем стихотворения;

2)повторение правил выразительного чтения; (Слайд 12)

Для правильного произношения стихотворения необходима четкая дикция, умение пользоваться диапозоном голоса, его силой, умение выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.

Звуковая разминка:

Скажи погромче слово гром,

Грохочет слово, словно гром. (1 и 2 строчки читать громко)

Скажи потише «шесть мышат»,

И сразу мыши зашуршат. (3 и 4 строчки читать тихо)

3) повторное чтение стихотворения про себя;

Какие картины природы вы увидели?

Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»?

Объясняет ли это сам поэт?

4) анализ стихотворения (работа по вопросам учебника стр. 152-153)

На доске:

смотреть слушать

всматриваться вслушиваться

1)словарная работа - чтение слов;

Чем отличаются действия?

Давайте, ребята, обратимся к толковому словарю.

Д. Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.

Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. (Слайд 13)

То же самое можно сказать о следующей паре слов. Вы были правы!

Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (ответы детей).

У .Такая красота медленно проникает в душу человека, постепенно наполняет сердце. И не каждому человеку дано увидеть эту застенчивую красоту.

2) работа в группах по карточкам;

Выберите те глаголы, которые более точно выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?

поражает

ослепляет

завораживает

проникает

захватывает

околдовывает

очаровывает

удивляет

потрясает

Вдумайтесь в смысл каждого глагола перед тем, как дать ответ.

Что нужно человеку, чтобы понять прелесть русской природы?

Д .Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках.

Что является тропинкой, ведущей в родные края, для поэта Рыленкова Н. И.?

Что означает понятие «малая родина»?

Д . Это конкретное место, где человек родился и жил, где прошло его детство, школьные годы.

3)составление схемы

- Ребята, давайте напишем ассоциативную цепочку к слову «Родина», которую использовал поэт Н.И.Рыленков. (дети пишут на карточках и прикрепляют на доску вокруг российского флага) .

РОДИНА: холмы, перелески, реки, озера, любовь и т.д.

Как много хороших слов входит в понятие слова «Родина». Все слова указывают на что-то близкое, родное, дорогое сердцу.

- А сейчас я попрошу назвать вас однокоренные слова к слову «Родина».

(Родная, родня, родинка, родимый, родословная, родоначальник, род, …)

-Так что же такое Родина? (Ответы учеников).

(Учитель открывает доску. Выставка рисунков “Родина бывает разная, но у всех она одна”)

Давайте посмотрим, как вы изобразили Родину на своих рисунках.

5. Музыкальная физминутка «Две сестрицы – две руки» (Слайд 14-19)

6. Творческая работа (индивидуально). (Слайд 20)

Звучит Полонез Агинского «Прощание с родиной»

Группа А.

Перед вами текст о вашей « родине». Мне бы хотелось, чтобы вы вставили в него подходящие по смыслу слова:

Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится __________, на которых растут _____, _____,_____. На территории нашей области есть большая река, которая называется ____. В ней водятся ________, ________, _________. Летом там отдыхают люди и туристы из разных уголков__________ области. Я горжусь своей родиной!

Группа Б.

Составить рассказ о малой родине.

7 .Проверка.

А можно этот текст дополнить ещё сведениями о нашем районе? Вот это и будет домашним заданием!

Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.

Задание 1. «Собери пословицу» (Слайд 21)

Каждая пара учеников из отдельных слов должна собрать пословицу.

Родина-мать, умей за неё постоять.

Чужбина-калина, Родина-малина.

Человек без Родины – что земля без семени.

Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

8 .Чтение высказываний знаменитых людей о родине (д/з)

9. Знакомство с поэтами – земляками нашего района (Григорий Чубенко, Виктор Колонтаев)- биография (Слайд 22,23)

10. Итог.

Так сколько же тропинок, ведущих в родные края? (Слайд 24)

Давайте перечислим:

Д. железнодорожные, воздушные пути;

-мысли, чувства;

-фотографии;

-картины (произведения искусства);

-здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране;

-духовно близкие люди;

-письма;

-воспоминания;

- книги.

11. Рефлексия.

А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока.

Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вы сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма. Затем мы отправим ребятам в клуб «Ключ и заря»

Ребята, спасибо вам за сотрудничество на уроке.

12. Д/З: выразительное чтение стр. 152-153

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

по теме:

Николай Иванович Рыленков

«К Родине»

Учитель: Янушок М.Б.

МБОУ - ООШ №13 п. Черёмухи

Тип: урок изучения нового материала.

Форма урока : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель: формирование понятия «малая родина».

Задачи:

Учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа, размышлять над авторским отношением к Родине.

Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы.

Работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

Оборудование.

Портрет Н.И.Рыленкова;

Карточки со словами;

Конверты с разрезными пословицами для работы в парах (на столах учеников);

СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера;

СД запись полонез Агинского «Прощание с родиной»;

Выставка детских рисунков о Родине;

Выставка книг о Родине;

Толковый словарь Ожегова С.И., слайды,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети стоят и говорят слова: (Слайд 1)

Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на Земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне.

Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, давайте поприветствуем друг друга и гостей улыбкой и начнем наш урок (дети садятся).

2. Введение в урок.

А) Проблемная ситуация

Сегодня почтальон принёс нам письмо. А что в нём, давайте узнаем. А там диск, давайте его прослушаем. (СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера); (Слайд 2)

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?

Кто догадается, о чем пойдет речь на уроке?

Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус.

(К доске прикрепляется карточка красного, синего и белого цвета с определенными буквами, чтобы получился флаг России.)

Р д а и о н

Прочитайте хором, какое слово получилось?

Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине) (Слайд 3)

Б) Мотивация урока.

На доске слова эпиграфа:

Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?

Хочу начать наш урок со слов японского поэта. Еса Бусон- автор этих строк. (Слайд 4)

Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задаёт японский поэт? (ответы детей)

О каких тропинках говорит японский поэт?

1)показ слайдов (приложение).

Какие памятники изображены на слайдах?

Древнегреческий храм. (Слайд 5)

Древнерусский храм. (Слайд 6)

Биг-Бен. (Слайд 7)

Японская гора Фудзи. (Слайд 8)

Почему все эти памятники объединены? Можно обратиться к названию нашей главы.

Д . У каждого человека, где бы он ни жил, есть памятные места, связывающие его с родиной. Каждый японец знает о горе Фудзи, россияне – о православном храме, человек, живущий в Великобритании – о Биг-Бене, греки – о древнегреческом храме и т. д.

3. Сообщение темы урока.

А) Вводная беседа

У. Тропинки бывают разными – это не только железнодорожные или воздушные пути. Сегодня в течение урока мы попробуем отыскать, обозначить так называемые тропинки, ведущие в родные края, попытаемся отдать частичку душевной теплоты русской природе, родной сторонушке, м ы побеседуем о Родине, узнаем, что называют Родиной, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.

– Ребята, так что же такое Родина?

– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.

- А вот какое определение дает автор толкового словаря Ожегов (чтение учеником словарной статьи) :

Родина.1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.

- Родина бывает большая и маленькая. Какую Родину называют большой?

А маленькая родина – это какая?

Каждый человек любит свою малую родину. И куда бы ни забросила судьба, он всегда будет с любовью и нежностью вспоминать о родном крае.

Б) Показ портрета Н. И. Рыленкова. (Слайд 9,10)

Какие сведения вы нашли об этом поэте? (ответы детей).

Я рада, что вам удалось к сегодняшнему уроку собрать столько информации о Н.И.Рыленкове.(слайд 11)

4. Работа с текстом стихотворения Н.И.Рыленкова «К Родине»

Открыли учебник стр.152

1)чтение учителем стихотворения;

2)повторение правил выразительного чтения; (Слайд 12)

Для правильного произношения стихотворения необходима четкая дикция, умение пользоваться диапозоном голоса, его силой, умение выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.

Звуковая разминка:

Скажи погромче слово гром,

Грохочет слово, словно гром. (1 и 2 строчки читать громко)

Скажи потише «шесть мышат»,

И сразу мыши зашуршат. (3 и 4 строчки читать тихо)

3) повторное чтение стихотворения про себя;

Какие картины природы вы увидели?

Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»?

Объясняет ли это сам поэт?

4) анализ стихотворения (работа по вопросам учебника стр. 152-153)

На доске:

смотреть слушать

всматриваться вслушиваться

1)словарная работа - чтение слов;

Чем отличаются действия?

Давайте, ребята, обратимся к толковому словарю.

Д. Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.

Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. (Слайд 13)

То же самое можно сказать о следующей паре слов. Вы были правы!

Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (ответы детей).

У .Такая красота медленно проникает в душу человека, постепенно наполняет сердце. И не каждому человеку дано увидеть эту застенчивую красоту.

2 ) работа в группах по карточкам;

Выберите те глаголы, которые более точно выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?

поражает

ослепляет

Завораживает

Проникает

Захватывает

Околдовывает

Очаровывает

Удивляет

Потрясает

Вдумайтесь в смысл каждого глагола перед тем, как дать ответ.

Что нужно человеку, чтобы понять прелесть русской природы?

Д .Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках.

Что является тропинкой, ведущей в родные края, для поэта Рыленкова Н. И.?

Что означает понятие «малая родина»?

Д . Это конкретное место, где человек родился и жил, где прошло его детство, школьные годы.

3)составление схемы

Ребята, давайте напишем ассоциативную цепочку к слову «Родина», которую использовал поэт Н.И.Рыленков. (дети пишут на карточках и прикрепляют на доску вокруг российского флага ) .

РОДИНА: холмы, перелески, реки, озера, любовь и т.д.

Как много хороших слов входит в понятие слова «Родина». Все слова указывают на что-то близкое, родное, дорогое сердцу.

А сейчас я попрошу назвать вас однокоренные слова к слову «Родина».

(Родная, родня, родинка, родимый, родословная, родоначальник, род, …)

Так что же такое Родина? (Ответы учеников).

(Учитель открывает доску. Выставка рисунков “Родина бывает разная, но у всех она одна”)

Давайте посмотрим, как вы изобразили Родину на своих рисунках.

5. Музыкальная физминутка «Две сестрицы – две руки» (Слайд 14-19)

6. Творческая работа (индивидуально). (Слайд 20)

Звучит Полонез Агинского «Прощание с родиной»

Группа А.

Перед вами текст о вашей « родине». Мне бы хотелось, чтобы вы вставили в него подходящие по смыслу слова:

Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится __________, на которых растут _____, _____,_____. На территории нашей области есть большая река, которая называется ____. В ней водятся ________, ________, _________. Летом там отдыхают люди и туристы из разных уголков__________ области. Я горжусь своей родиной!

Группа Б.

Составить рассказ о малой родине.

7 .Проверка.

А можно этот текст дополнить ещё сведениями о нашем районе? Вот это и будет домашним заданием!

– Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.

Задание 1. «Собери пословицу» (Слайд 21)

Каждая пара учеников из отдельных слов должна собрать пословицу.

Родина-мать, умей за неё постоять.

Чужбина-калина, Родина-малина.

Человек без Родины – что земля без семени.

Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

8 .Чтение высказываний знаменитых людей о родине (д/з)

9. Знакомство с поэтами – земляками нашего района (Григорий Чубенко, Виктор Колонтаев)- биография (Слайд 22,23)

10. Итог.

Так сколько же тропинок, ведущих в родные края? (Слайд 24)

Давайте перечислим:

Д. железнодорожные, воздушные пути;

Мысли, чувства;

Фотографии;

Картины (произведения искусства);

Здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране;

Духовно близкие люди;

Письма;

Воспоминания;

Книги.

11. Рефлексия.

А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока.

Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вы сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма. Затем мы отправим ребятам в клуб «Ключ и заря»

Много вдохновенных стихов поэт посвятил Смоленску, который он искренне любил и боготворил. Его стихи выбиты на камне у крепостной стены (сквер Памяти Героев) и на памятнике Скорбящей матери в Реадовке.

Как правильно читать стихотворение Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни Соблюдать знаки препинания При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Обратимся к словарю Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. Ожегов С.И

Физминутка «Две сестрицы –две руки»

«Собери пословицу» 1. Родина-мать, умей за неё постоять. 2. Чужбина-калина, Родина-малина. 3. Человек без Родины – что земля без семени. 4. Кто за Родину горой – тот истинный герой. 5. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Григорий Устинович Чубенко Родился в 1926 году в хуторе Рубашкин Мартыновского района Ростовской области – участник Вов. По образо-ванию учитель истории, но всю жизнь больше тяготил к литературе. Начал писать стихи почти в 70 лет, навсегда привержен к добру и уважению учеников и земляков. В молодости увлекался шахматами и гимнастикой. Поводом для начала литературной деятельности послужила трагедия хутора – красивого и живописного места

Земля дорогая, сторонка родная, Частицей России являешься ты, Ковыльные степи, синь неба без края… Я дивней не видел твоей красоты! Родился 1 января 1939 года в селе Малая Орловка Мартыновского района Ростовской области в семье простых крестьян. Его матери пришлось растить и воспитывать сына одной, так как отец был призван в армию до войны и после ее окончания в семью не вернулся. Мать прививала сыну любовь к людям, труду, к родной природе, к Родине. В.П.Колонтаев заслуженный учитель России (музыки и истории), лауреат Всероссийских смотров самодеятельных певцов и композиторов. Его стихи и песни учат молодежь горячо и беззаветно любить нашу Родину и ее народ.



Похожие публикации