Что значит "государственные крестьяне". Категории крестьян Крестьяне проживали государственных землях назывались

Страница 1

Самым многочисленным и самым бесправным сословием на Руси было крестьянство. Крестьяне, жившие на государственных землях, назывались «черными» и «черносошными». Жили они общинами (мир, волость) и несли повинности в пользу государства. Все дела общины решал сход во главе с выборным старостой. В 15 в. они делились на старожильцев, которые постоянно жили в вотчине или поместье феодала и платили ему ренту и на пришлых (новоприходцы), освобожденных от повинностей на некоторое время, пока не обзаведутся хозяйством и начнут платить тягло (подати).

Чтобы подольше не платили налогов, крестьяне часто бегали, переходили от одного помещика к другому. Чтобы пресечь эту вольницу, Судебник 1497 г. 12 статей посвятил вопросам холопства. Так, статья № 57 объявила 26 ноября «Юрьев день», когда холоп мог уйти от старого хозяина к новому за неделю до Юрьева дня и неделю после. Делалось это исключительно для того, чтобы крестьян удержать на месте, чтобы они постоянно платили налоги, подати (тягло). В 1581 г. был издан указ о «Заповедных летах», который запрещал крестьянские переходы и в «Юрьев день». В народе сразу же сложилась горькая поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Еще больше закабалила крестьян перепись земель в 1592 г. Все крестьяне были переписаны в «Писцовые книги» и прикреплены к помещичьей земле. С этих пор стали продавать их вместе с землей (как приложение к земле).

С этой же целью в 1597 г. был принят закон «об урочных годах», по которому срок давности сыска беглых крестьян был установлен 5 лет. Но уже в 1637 г. он был увеличен до 9 лет, а в 1641 г. – до 15 лет. А при правлении Василия Шуйского побег уже стал рассматриваться как государственное преступление и сыском занимался не сам владелец крестьян, а полицейские органы. И, наконец, Соборное уложение 1649 г. объявило сыск беглых крестьян бессрочным.

В 1718-1724 гг. была проведена перепись населения и была введена подушная подать, заменившая подворное обложение (подать). В результате этой реформы становились навечно крепостными свободные («гулящие») люди. Так образовались новые сословия крестьян: черносошные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, Ясачные люди Среднего Поволжья. Эта же реформа ввела паспортную систему. Каждый крестьянин, ушедший на заработки дальше 30 верст от дома, должен был выправить паспорт, в котором ставилась отметка о сроке его возвращения.

Крестьянин был бесправен. За малейшую провинность помещик мог запороть его до смерти в конюшне и не отвечать по закону, т.к. крестьянин был его собственностью. В «Санкт-Петербургских ведомостях» можно было прочитать объявление: «Продаются бык, стая гончих собак и две девки».

Непосильный гнет, насилия, каторжный труд толкали крестьян на вооруженные восстания против своих угнетателей. Наиболее заметный след в русской истории оставила крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.). Такими же грозными были и восстания под руководством Ивана Болотникова, Степана Разина, Кондратия Булавина. Но все они были жестоко подавлены, а вожди их казнены.

Указ 1767 г. и Манифест 1775 г. провозгласили свободу предпринимательства. Многие крестьяне-предприниматели были крепостными и почти весь доход от организованных ими мануфактур шел их хозяевам. Оброчный крестьянин, уходя в город на заработки (ямщик, печник, сапожник) так же часть заработка отдавал хозяину.

За период с 1796-1798 гг. произошло 184 крупных волнений крестьян с требованием освободить их от власти помещиков и перевести их в казенное ведомство. Виновных карали беспощадно. Однако, некоторые послабления были достигнуты. Так, в 1797 г. Павел издал манифест, по которому барщина в воскресные дни отменялась, а работать на помещика теперь крестьянин должен был не 6 дней, а только 3 дня. Остальное время мог заниматься своим полем. И еще один пункт этого Манифеста: запрещалась продажа дворовых и безземельных крестьян, запрещалось продавать мужа одному помещику, а жену с детьми – другому. А в 1798 г. последовал указ запрещающий продавать дворовых людей и крестьян без земли.

Позднее крестьян с барщины перевели на уплату оброка. Некоторые из них смогли выкупиться из крепостной неволи.

Барщинная система не способствовала усилению мощи государства. Крестьянин на барском поле не стремился радиво трудиться до седьмого пота, а попросту «отбывал барщину». Но и оброчные крестьяне, уходя от помещика в отхожий промысел, не могли много платить хозяину из-за жесткой конкуренции, платили им горожане и фабриканты сущие копейки.

В конце 18 в. и начале 19 в. массовые волнения крестьян приобрели всероссийский характер. Они убивали помещиков и их управляющих, жгли барские усадьбы, отправлялись в бега, отказывались исполнять барщину, не платили оброка, устраивали потраву барских лугов, полей и пашен, расхищали барский лес, писали жалобы царю (хотя это в то время было запрещено).

Указом от 12 декабря 1801 г. «О продаже незаселенных государственных земель» земля могла быть свободно продана всем сословиям: дворянам, купцам, мещанам и государственным крестьянам. Разрешался на этих землях наемный труд. Так впервые в истории Руси крестьянин получил право покупать землю. Однако, денег у крестьянина, как правило, никогда столько не было.

Изготовление керамической посуды
Праславянская керамика пока ещё неизвестна, так как до сих пор не удалось определить, что является собственно славянским в доисторической культуре Восточной Европы. Ясной и определённой представляется нам славянская керамика лишь в находках IX – XI веков, к которым новейшие исследования присоединили и более древний период VI – VIII век...

Начало Северной войны (1700-1721)
В начале XVIII в. Швеция представляла собой наиболее мощную державу балтийского региона. В течение всего XVII столетия ее могущество прирастало за счет захватов Прибалтики, Карелии, земель на севере Германии. Шведские вооруженные силы насчитывали до 150 тыс. чел. Они обладали отличным вооружением, богатым опытом военных действий и высок...

Восшествие на престол (1754-1774)
Третий сын дофина Людовика и принцессы Марии Жозефы Саксонской, будущий Людовик XVI стал наследником французского престола после смерти отца в 1765. Образование и воспитание юного герцога Беррийского было поручено герцогу Антуану де ла Вогийону (Vauguyon), который не прикладывал больших усилий для подготовки воспитанника к его будущим о...

Государственные крестьяне в Ярославской губернии появились согласно указу 1724 о введении подушной подати.

В губернии существовало шесть основных источников их пополнения: вольные люди из других сословий; вольноотпущенные от помещиков и свободные хлебопашцы; крестьяне выморочных имений; переведенные в казну за долги; перешедшие из одной подгруппы сословия в другую; крестьяне помещичьих имений, которые были заложены, но не проданы с публичного торга.

За период сер. XVIII — 1-й половины XIX вв. прирост государственных крестьян в губернии был значительным и составлял 54,2%. Если в 1762 в губернии проживало 3344 государственных крестьян, то к 1858 их численность увеличилась до 124 905. В середине XIX в. на долю государственных крестьян приходилось 27,94% всего мужского населения губернии. В XVIII — первой половине XIX вв. государственные крестьяне состояли из: собственно государственных крестьян, поселенных на казенной земле(казенные крестьяне), ямщиков, крестьян, водворенных на собственных землях(свободные хлебопашцы), которые уже не платили феодального оброка на землю. К 1858 государственные крестьяне губернии проживали в 18 волостях и 90 сельских обществах. Из 3716 казенных селений 2057 находились на казенной земле(102 178 душ), а 550 — на собственных землях(12 338 душ).

Государственные крестьяне как лично, так и по имуществу пользовались всеми правами лиц свободного состояния. В 1801 казенные поселяне получили право покупать земли без крестьян. Этот указ стал узаконением начавшегося процесса нарушения монополии дворянства и казны на владение землей и открывал возможности для возникновения крестьянской земельной собственности. К середине XIX в. в губернии было 12 338 душ государственных крестьян — собственников земли, что составило 9,2% от их общего количества.

Права государственных крестьян в сфере землепользования в конце XVIII — первой половине XIX вв. не изменялись. Указом 1799 казенным крестьянам определялась норма надела в 15 десятин в многоземельных губерниях и в 8 десятин в малоземельных. Ярославская губерния принадлежала к малоземельным, и государственные крестьяне испытывали постоянный недостаток надельной земли. Общий уровень крестьянских хозяйств оставался низким: катастрофически не хватало удобрений, скота, кормов. Общее малоземелье обострялось повсеместным изменением размера надельной пашни. В нечерноземной зоне надел пашни для обеспечения сельскохозяйственного производства должен был составлять не менее 6 десятин на душу. А в Ярославской губернии средний размер общего надела на рубеже XVIII — XIX вв. составлял около 5 десятин, к 1832 он уменьшился и составил 2,3 — 3,4 десятин. В казенных имениях губернии были и практически безземельные селения, где на 1 душу приходилось 2 десятины земли. Для увеличения площади пашни крестьяне расчищали участки леса, но сам размер расчисток был ограничен: можно было расчищать не более 1 десятины на душу. Самовольные расчистки в казенных лесах были строжайше запрещены.

Наряду с надельной землей в казенной деревне существовали и другие формы землевладения — аренда и покупка земли. Арендовали большей частью пашни и сенокосы. В 1837 — 1839 государственные крестьяне за наём чужих, в т. ч. помещичьих земель, платили ежегодно 179 448 руб. К 1858 государственные крестьяне 89-ти сельских обществ арендовали 50 799 десятин вненадельной земли. Земледелие в большинстве уездов не обеспечивало крестьянам даже простого воспроизводства. В 1846 губернатор замечал, что более достойными и зажиточными являются свободные хлебопашцы, за ними следуют крестьяне крупных вотчин. Казенные крестьяне — на последнем месте по причине малоземелья.

Важным процессом в хозяйственной жизни государственных крестьян губернии в середине XIX в. стал рост торгового земледелия. Основными направлениями этого производства были льноводство, картофелеводство и торговое огородничество. Там, где позволяло плодородие почвы, государственные крестьяне старались расширить традиционные рамки земледелия, особенно если обнаруживался повышенный спрос на те или иные земледельческие культуры. Посевы льна за период 1802 — 1850 увеличились на 66 тыс. четв. Рост посевов картофеля привел к возникновению нового вида промысла — картофеле-паточного производства. В Ярославской губернии уже в 40-е XIX в., т. е. значительно раньше, чем в других губерниях Центрального промышленного района, сложились необходимые предпосылки для успешного развития торгового картофелеводства, а с начала 50-х XIX в. — товарного его производства. Крупным центром торгового огородничества был Ростовский уезд, где в 40−50-е XIX в. государственные крестьяне перестали заниматься хлебопашеством и начали выращивать овощи на продажу.

Усовершенствованию производственных навыков и орудий труда способствовала деятельность практической школы в имении помещика Е. С. Карновича и деятельность Северной Вологодской земледельческой школы. Развитие торгового земледелия было ярким показателем роста общественного разделения труда, связи крестьянских хозяйств с рынком, превращения торгового земледелия в капиталистическое хозяйство. Вместе с тем, районы торгового земледелия были островками в сельском хозяйстве и их влияние на социально-экономическое развитие государственной деревни было ограниченным, имело локальный характер.

Малоземелье и скудность почвы предопределили широкое развитие отходничества среди государственных крестьян. Они имели право открывать торговые заведения, брать и выдавать векселя, заниматься казенными подрядами, учреждать мануфактуры и заводы. Законодательство об отходничестве было наиболее подвижным. Государство, заинтересованное в регулярном получении податей, поощряло деятельность казенных крестьян по изысканию дополнительных средств. В силу своей личной свободы государственные крестьяне уходили на длительные сроки в отход. В среднем по губернии паспорта получал каждый 12-й из государственных крестьян и каждый 18-й из помещичьих. За период 1842 — 1852 паспорта отходников получили 222 545 государственных крестьян, причем многие неоднократно.

Профессии отходников были различными, но неустойчивыми. Они менялись в зависимости от спроса на труд. В губернии к началу XIX в. сложилась специализация по отдельным уездам: Ярославский уезд поставлял каменщиков, плотников; Даниловский — штукатуров, лепщиков; Мологский — коноводов; Мышкинский — крючников, извозчиков; Ростовский — огородников; Угличский — ткачей, колбасников; Любимский — служителей трактиров, харчевен. Преобладали рабочие строители, что объяснялось развитием казенного и частного строительства. Широко был развит у государственных крестьян огородный отхожий промысел. К началу 50-х XIX в. почти 12% отходников были заняты огородничеством: из ростовских — 3295 государственных крестьян, 1975 — помещичьих. Среди них было 418 женщин: 306 из государственных крестьян, 112 — из помещичьих. В Петербурге ¾ огородов арендовали государственные крестьяне из Ярославской губернии.

Исторически сложившаяся роль Ярославля как одного из крупных торговых центров в значительной мере подготовила почву для массового торгового отхода, который к 50-м XIX в. охватил более 10 тыс. ярославских крестьян — 16,83% всех уходивших на промыслы. Большая численность торговцев среди отходников объясняется тем, что эта отрасль деятельности была широко развита и, вместе с тем, не требовала квалификации. Поэтому именно в сфере торговли приходившим крестьянам легче было найти работу.

К середине XIX в. усилилось значение торгово-промышленной деятельности, товарно-денежных отношений. Они глубже и всестороннее охватили хозяйственную деятельность крестьян. Острее обнаружилось малоземелье, и, вместе с тем, промысловый характер района. Ярославская губерния по процессу отрыва крестьян от земледелия занимала второе место после Московской. Государственные крестьяне губернии занимали видное место среди отходников. В их среде начиналось социальное расслоение, связанное с ростом торгово-промысловой деятельности, с развитием новых капиталистических отношений в деревне. Чем больше государственных крестьян уходило на заработки, чем дольше, чем прочнее была связь с городом, тем быстрее, основательнее подрывались основы феодального способа производства.

Государственные крестьяне Ярославской губернии занимались и неземледельческими промыслами: обслуживание водного транспорта(коноводный, бурлацкий, лоцманство), переработка сельскохозяйственного сырья(овчинно-шубный, картофеле-паточный, маслобойный). Эта деятельность явилась следствием избытка рабочих рук, который составлял 51%. Такая ситуация имела место даже тогда, когда на 100 душ приходилось 57 работников. Рабочие кадры на водном транспорте, связанном с самой тяжелой, неквалифицированной и малооплачиваемой работой, были представлены наиболее трудоспособными государственными крестьянами.

Неземледельческие занятия государственных крестьян по переработке сельскохозяйственного сырья отличались разнообразием переходных форм от ремесла до мануфактуры включительно. Наиболее распространенным было мелкотоварное производство: в этой группе промыслов значительная часть крестьян располагала собственным сырьем. В 1853 у государственных крестьян губернии было в собственности 14 картофеле-паточных предприятий, в 1855 — 15, в 1856 — 17. Семейный труд в картофеле-паточном промысле, особенно к началу 50-х XIX в., постепенно вытеснялся наёмным. На этих предприятиях было занято около 300 промышленных рабочих. Развитие картофеле-паточного производства у государственных крестьян губернии являлось примером разложения натурального хозяйства и вовлечения крестьян в рыночные отношения.

У государственных крестьян губернии во владении были и предприятия других отраслей. В 1855 они имели две политурных мануфактуры, восемь кирпичных заводов, десять цикорных, одно — снастопрядильное. Вместе с картофеле-паточными во владении государственных крестьян губернии к 1856 находилось 45 предприятий. Всего в губернии было около 500 промышленных заведений, т. е. предприятия государственных крестьян составляли 9%.

В государственной деревне Ярославской губернии в 1854 — 1858 было 42 921 наличных промышленников, т. е. крестьян, отрывавшихся от собственного хозяйства в поисках дополнительного дохода от торговли, промышленности, сельского хозяйства(батрачество). Они составляли 34,3% от общей численности государственных крестьян губернии или 75,8% от числа государственных крестьян — работников. На каждый из 36 468 дворов приходилось 1,18 промышленников, а работников — 1,55. Таким образом, на три двора найдется едва один работник, не занимающийся промыслами. Неземледельческие занятия государственных крестьян на местах, т. е. в пределах губернии, к середине XIX в. носили массовый характер. Происходило углубление и расширение в мелкой промышленности общественного разделения труда: в конце XVIII в. в губернии насчитывалось свыше 100 видов промыслов, а к середине XIX в. только у государственных крестьян их было уже свыше 500.

Развитие производственных сил, их рост в результате совершенствования трудовых навыков на основе углубления общественного разделения труда не изменили характер хозяйства в государственной деревне. Он по-прежнему оставался потребительским.

Положение государственных крестьян в немалой степени зависело от размеров и способов взимания повинностей. К государственным повинностях относились подушная подать, земская, мирские сборы, подать на устройство путей сообщения, рекрутская. Феодальной повинностью являлся поземельный оброк. Наряду с развитием хозяйств государственных крестьян росли повинности. Подушная подать с 1798 по 1818 выросла в 3 раза, оброк — в 2 раза. Земская повинность отправлялась в натуральной форме: подводная, дорожная. Размеры мирских сборов устанавливались в каждой волости самостоятельно.

С 1840 был установлен общественный сбор с государственных крестьян, который заменил земские и мирские сборы. В среднем он составлял 7 руб. серебром. Различные селения при одинаковой сумме платежей имели далеко не одинаковые земельные наделы и по размеру и по качеству. Между различными селениями, волостями и тем более уездами усиливалась неравномерность в отбывании повинностей. Сельское и волостное начальство нередко злоупотребляло властью. В казенных деревнях царил разгул« ограбления» и со стороны крестьянского начальства и со стороны чиновников. За период 1841 — 1844 были судимы начальники семи сельских обществ.

Самым распространенным видом правонарушений среди государственных крестьян Ярославской губернии были действия против имуществ и доходов казны в форме нарушений уставов о казённых надобностях. В губернии годовые лесосеки были отведены 987-ми казенным селениям(41 887 душ), а 929 селений(50 106 душ) остались без леса. Следствием такого положения стали массовые самовольные порубки. По мнению чиновников Министерства государственных имуществ, истребление лесов имело троякий

Государственные крестьяне

особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра 1 из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян (См. Черносошные крестьяне) и половников (См. Половники) Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев (См. Однодворцы), нерусских народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (См. Дворцовые крестьяне) (позднее - Удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.

По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европейской России и Сибири) 1 049 287 душ мужского пола, т. е. 19% всего земледельческого населения страны; по 10-й ревизии (1858), - 9 345 342 души мужского пола, т. с. 45,2% земледельческого населения Европейской России. Сословие Г. к. увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церковных владений и вновь присоединённых территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских казаков, бывших крепостных конфискованных польских имений и т. д. В конце 30-х гг. 19 в. средний земельный надел Г. к. в 30 губерниях из 43 был меньше 5 десятин и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 десятин в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях). Основная масса Г. к. вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преимущественно барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее - денежный. В 1-й половине 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 руб . 50 коп . до 10 руб . с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян денежный оброк Г. к. становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (например, дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.

Развитие торговли и промышленности в 18-1-й половине 19 вв. повлекло расширение прав Г. к.: им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть «ненаселенными» землями (т. е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало государственные земли и стремилось обратить свободных Г. к. в своих крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й половине 18 в. правительство роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й половине 19 в. практиковалась массовая продажа государственных имений и передача их в удельное ведомство. Многие дворяне требовали ликвидировать сословие Г. к., передав казённые земли с их населением в частные руки.

В результате роста малоземелья и повышения феодальных повинностей в начале 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Всё чаще повторялись массовые волнения Г. к., направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисленные проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феодально-крепостнического строя заставил правительство Николая I приступить к реформе управления государственной деревней с целью поддержать государственные финансы, подняв производительные силы государственной деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению «свободных сельских обывателей». В течение 1837-1841 под руководством генерала П. Д. Киселева (См. Киселёв) было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов. На созданную администрацию было возложено «попечительство» над Г. к. через посредство традиционной сельской общины, опекаемой правительственными чиновниками.

Программа хозяйственного подъёма государственной деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи государственных имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным земельно-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехнические меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное - вся система управления на началах феодальной опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феодальное управление государственной деревней находилось в резком противоречии с экономическими процессами 40-50-х гг. 19 в., препятствовало росту крестьянской торговли и промышленности, мешало развитию сельского хозяйства и сковывало рост производительных сил крестьянства. Результатом реформы был рост крестьянского движения, которое приняло особенно бурные формы в районах Северного Поморья, Приуралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнического государства наблюдались также в центральных и западных районах (см. «Картофельные бунты », «Холерные бунты » и др.). После окончания Крымской войны 1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами правительства, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением - с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы «попечительства». В 1857 Александр II, назначив новым министром государственных имуществ реакционера М. Н. Муравьева (См. Муравьёв), одобрил проект контрреформы - приближения Г. к. к положению удельных крестьян.

19 февраля 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их «самоуправления», установленные законами 1838-41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сельского управления и признаны «крестьянами-собственниками», хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причём размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение Г. к. Закавказья в конце 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации.

Лит.: Дружинин Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М. - Л., 1946-58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.

Н. М. Дружинин.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Государственные крестьяне" в других словарях:

    В России 18 1 й пол. 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись Министерством… … Большой Энциклопедический словарь

    Юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, В 18 1 й половине 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и других. Г. к. жили на казённых землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841… … Русская история

    Государственные крестьяне особое сословие в XVIII XIX века в России, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя … Википедия

    В России XVIII первой половине XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казённых землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись… … Энциклопедический словарь

    Особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из остатков незакрепощенного земледельч. населения черносошных крестьян и половников Сев. Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья).… … Советская историческая энциклопедия

    См. Крестьяне … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - особая категория крестьян в России в XVIII–XIX вв., сформирована по результатам податной реформы 1724 г., общей численностью в 1 млн душ мужского пола, которые ранее платили налог в пользу государства наравне с прочими категориями податного… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    государственные крестьяне - в России XVIII первой половины XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. В 1886 г. получили право… … Большой юридический словарь

Крестьянство постепенно консолидировалось в единое сословие. Так как крестьяне составляли подавляющее большинство населения, их чаще всего называли "христианами" (отсюда - крестьяне). Крестьяне, жившие на государственных землях, назывались "черными" или "черносошными". Черные крестьяне жили общинами ("мир" или "волость") и несли повинности в пользу государства. Дела общины управлялись сходом и выборным старостой.

В связи с развитием барщинного хозяйства и товарно- денежных отношений с середины XVI в. происходит общее увеличение повинностей, появляется денежная рента. Феодалы усиливают и внеэкономическое принуждение, стремятся закабалить, закрепостить крестьян.

Переходы крестьян являлись формой классового протеста. Они превращались в массовые побеги. Феодалы требовали от правительства их ограничения. Тяготы многолетней Ливонской войны, ломка боярского землевладения и насаждение дворянских поместий, набеги татар, эпидемии привели к массовому разорению крестьян.

Феодальная эксплуатация крестьян к концу XVI в. усилилась. Размер оброка вырос в три раза. Лучшие земли и покосы отбирались у крестьян. Раздел имений и перевод крестьян из одной вотчины в другую, из одного двора в другой приняли массовый характер. Сделки на крестьян становились обычным явлением. Помещики охотились за беглыми крестьянами и насильственно вывозили их "назад на старинные места", где они "жили наперед того".

Указы о заповедных годах фактически уничтожили право крестьянского выхода. В 1592 г. была завершена перепись всего тяглого населения. В новых писцовых книгах каждый тяглец был записан за тем владельцем, на земле которого он тогда сидел. Писцовые книги явились в дальнейшем источником крестьянской крепости. На них ссылались при возбуждении исков о беглых крестьянах.

Дворянское правительство было поставлено в затруднительное положение многочисленными делами о беглых, и 24 ноября 1597 г. был издан Указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие от своего помещика "до нынешнего году за 5 лет", подлежачи возвращению "но суду и сыску с женами и детьми и со всеми животами" на прежнее место жительства, новые дела о побегах, имевших место до переписи 1592 г., не подлежат рассмотрению. Указ 1597 г. рассматривался впоследствии как установление пятилетнего срока для сыска крестьян, но значение сто было гораздо шире. Он предоставлял право искать ушедших беглецов и возвращать их обратно к себе по суду и в то же время охранял неприкосновенность владения теми крестьянами, которые были записаны за владельцами в новых писцовых книгах.

Позже срок исковой давности для розыска беглых, или "урочные годы", правительством царя Василия Шуйского был увеличен до 15 лет. Наконец, Соборное уложение 1649 г. удовлетворило требования дворянства и полностью оформило юридическое закрепощение крестьян, которых теперь можно было разыскивать "без урочных лет", т.е. бессрочно, и возвращать прежним владельцам вместе с женами, детьми и имуществом. Того, кто укроет беглого, помимо штрафа в 10 руб., ожидало строгое наказание, вплоть до битья кнутом. Крепостной подлежал суду своего владельца (вотчинной юстиции) по всем делам, кроме преступлений против церкви, государственных, "душегубства, татьбы и разбоя с поличным". Крестьянин отвечал своим имуществом за долги феодала.

Вместо холопства (этот институт постепенно отмирает) в XV-XVI вв. появляется новая форма зависимости - "служилая кабала", внешне носившая форму свободного договора. Кабальный человек брал в долг и отрабатывал

феодалу проценты, а основной долг должен был выплачивать особо. В кабалу шли разорившиеся крестьяне. В феврале 1597 г. был издан закон, серьезно изменивший положение кабальных, которые лишались права ликвидировать свою зависимость путем уплаты долга и оставались в кабальном состоянии до смерти господина. Введена была обязательная регистрация холопов и кабальных в приказе Холопьего суда. В Соборном уложении 1649 г. содержалась специальная глава о кабальных и о холопах, в основном воспроизводившая указанные выше положения.

Таким образом, развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему усилению эксплуатации крестьян и, в конечном счете, к их полному закрепощению. Крестьяне прикреплялись к земле, т.е. к конкретной вотчине или поместью, но продавать их можно было только с землей (как принадлежность земли).

государственные крестьяне

в России 18-1-й пол. 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись Министерством государственных имуществ. В сер. 19 в. составляли ок. 45% крестьянства. В 1866 подчинены общей системе сельского управления, в 1886 получили право полной собственности на землю за выкуп. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение государственных крестьян Закавказья в кон. 19 в. не устранили острого малоземелья деревни.

Большой юридический словарь

государственные крестьяне

в России XVIII - первой половины XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. В 1886 г. получили право полной собственности на землю за выкуп. Г.к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886 гг.

Государственные крестьяне

особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра 1 из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян и половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерусских народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (позднее ≈ удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.

По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европейской России и Сибири) 1 049 287 душ мужского пола, т. е. 19% всего земледельческого населения страны; по 10-й ревизии (1858), ≈ 9 345 342 души мужского пола, т. с. 45,2% земледельческого населения Европейской России. Сословие Г. к. увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церковных владений и вновь присоединённых территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских казаков, бывших крепостных конфискованных польских имений и т. д. В конце 30-х гг. 19 в. средний земельный надел Г. к. в 30 губерниях из 43 был меньше 5 десятин и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 десятин в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях). Основная масса Г. к. вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преимущественно барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее ≈ денежный. В 1-й половине 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян денежный оброк Г. к. становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (например, дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.

Развитие торговли и промышленности в 18≈1-й половине 19 вв. повлекло расширение прав Г. к.: им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть «ненаселенными» землями (т. е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало государственные земли и стремилось обратить свободных Г. к. в своих крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й половине 18 в. правительство роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й половине 19 в. практиковалась массовая продажа государственных имений и передача их в удельное ведомство. Многие дворяне требовали ликвидировать сословие Г. к., передав казённые земли с их населением в частные руки.

В результате роста малоземелья и повышения феодальных повинностей в начале 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Всё чаще повторялись массовые волнения Г. к., направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисленные проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феодально-крепостнического строя заставил правительство Николая I приступить к реформе управления государственной деревней с целью поддержать государственные финансы, подняв производительные силы государственной деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению «свободных сельских обывателей». В течение 1837≈1841 под руководством генерала П. Д. Киселева было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов. На созданную администрацию было возложено «попечительство» над Г. к. через посредство традиционной сельской общины, опекаемой правительственными чиновниками.

Программа хозяйственного подъёма государственной деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи государственных имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным земельно-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехнические меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное ≈ вся система управления на началах феодальной опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феодальное управление государственной деревней находилось в резком противоречии с экономическими процессами 40≈50-х гг. 19 в., препятствовало росту крестьянской торговли и промышленности, мешало развитию сельского хозяйства и сковывало рост производительных сил крестьянства. Результатом реформы был рост крестьянского движения, которое приняло особенно бурные формы в районах Северного Поморья, Приуралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнического государства наблюдались также в центральных и западных районах (см. «Картофельные бунты» , «Холерные бунты» и др.). После окончания Крымской войны 1853≈56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами правительства, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением ≈ с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы «попечительства». В 1857 Александр II, назначив новым министром государственных имуществ реакционера М. Н. Муравьева, одобрил проект контрреформы ≈ приближения Г. к. к положению удельных крестьян.

19 февраля 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их «самоуправления», установленные законами 1838≈41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сельского управления и признаны «крестьянами-собственниками», хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причём размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение Г. к. Закавказья в конце 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации.

Лит.: Дружинин Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1≈2, М. ≈ Л., 1946≈58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.

Н. М. Дружинин.

Википедия

Государственные крестьяне

Госуда́рственные крестья́не - особое сословие крестьянства в России XVIII - XIX века, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя и прикреплёнными к земле.



Похожие публикации